Искушения города Каунаса

Брусчатка мостовых и целые улицы, отданные туристам и пешеходам, густая тень старых лип на Лайсвес аллее, сверкающие огнями храмы. А еще - сводчатые потолки музеев-подземелий, популярная в народе коллекция чертей, мистические сюжеты художника Чюрлениса и уже по-летнему выставленные на тротуары столики пивных и кофеен - все это Каунас.

Столицей Литвы город был менее двух десятилетий, но амбиции сохранил навсегда

В Каунасе доводилось бывать часто. Но почти всегда – впопыхах, проездом, в пресс-турах или с экскурсиями. Как говорят сами литовцы, такой туризм – как попытка сладкий мед лизнуть через стекло. Бегая бодрой трусцой, чувствуешь себя просто персонажем басни про лису и виноград – хороший, мол, город Каунас, но… нам пора ехать дальше. О том, чтобы по этим улочкам побродить неспешно, в хорошей компании, оставалось только мечтать. Но иногда мечты сбываются. Год назад из Риги в Каунас стал регулярно летать airBaltic, и у меня нежданно-негаданно оказались билеты на самолет… А тут как раз сестренка приехала в отпуск. Вместе и полетели.

У реки, в тени деревьев

…Каунасский аэропорт изумляет – огромное современной архитектуры здание и… всего несколько рейсов в день, почти полное отсутствие народу. Автобус мы благополучно проворонили, а следующий через час. Но до города рукой подать, вот – по совету скучающей киоскерши – мы и шагаем пешком до шоссе, где проходят маршрутки. И через полчаса ступаем на брусчатку Старого города.

Средневековый Каунас по площади невелик, стоит на полуострове у слияния двух главных литовских рек – Нямунаса и Нериса. Куда ни пойди – все равно к реке выходишь. А бродить в треугольнике улиц можно долго, утюжа их вдоль и поперек и каждый раз открывая что-то еще неизвестное. Мы и бродим – вокруг старой крепости, где нынче идет реставрация, и от Ратушной площади к близлежащим соборам и храмам, к пристани с речным корабликом…

Центр Каунаса будто бы специально скроен под шаг пешехода – его можно обойти по нарядным улицам. А потом подняться на фуникулере на холм и на город взглянуть с высоты. А теплые каунасские ночи еще прекраснее дней – город не спит, еженедельно с мая по октябрь на уик-энд приходится какой-нибудь праздник, народ гуляет допоздна. Длится этот загул от традиционного весеннего джазового фестиваля, проходящего четыре дня, до Каунасской ночи в сентябре. Так что хотите тишины – приезжайте в межсезонье.

Многие считают, что ночью Каунас еще интересней, чем днем. Специальные ночные экскурсии предлагают желающим полюбоваться ночным освещением. И прогуляться по средневековым подземельям с факелами в руках. Городские легенды гласят, что цепь подземных лабиринтов соединяет между собой большинство домов Старого города, а в подвалах замка ровно в полночь слышен лязг мечей заступающей на дежурство стражи…

Пасторы, которые поют

Собираясь в Каунас, мы планировали задержаться здесь на два дня, а еще на денек на автобусе съездить в Вильнюс. Но передумали, остались. Потому что нежданно-негаданно оказались в эпицентре очередного городского праздника – и полночи в субботу ходили, следуя за толпой, по каким-то музеям, подземельям и импровизированным концертным залам на чердаках, слушая то поющих под гитару священников, то соло уличных барабанщиков…

Спасибо за это милой Лолите, художнице и хозяйке сувенирного магазинчика с Вильнюсской улицы. Это она так терпеливо и подробно переводила для незнакомых людей с литовского необъятную программу праздничной ночи: что будет, где, когда, во сколько… А назавтра, когда мы зашли попрощаться, сокрушалась, что не додумалась сразу же само отвести самой на капустник любимого театра. До самого интересного, мол, господа туристы, сами-то вы так и не дошли!..

В Литве говорят почти исключительно по-литовски – в Каунасе это заметно. И в океане незнакомой речи сразу погружаешься в немоту и глухоту, не понимая ровным счетом ни-че-го! (Тяжело быть иностранным туристом в маленькой гордой стране!) Русским владеют преимущественно люди старшего возраста – они контактны, доброжелательны. Считается, что у молодежи с английским все очень тип-топ. Но вот и милая девочка-администратор в нашем скромном отеле считает, что по-английски вполне говорит… Но словарного запаса ее всего-то на две-три фразы хватает – про номер, цену и время завтрака. С русским же у нее совсем никак.

Мастера и гастрономы

Незнание языков есть повод для знакомства!.. Возле Ратушной площади продают свой красивый товар Георгий и Бригитта, молодые супруги, оба – художники-керамисты, выпускники Академии художеств. Говорят и по-английски, и по-русски, причем одинаково хорошо. Утварь кухонная у них на прилавке красотищи немыслимой! Керамика с веселенькой росписью, легкомысленной, радостной – супницы, чайники, тарелки. И технологичны посудины – держат тепло, не боятся посудомойки.

Вообще-то торговать ребята обычно ездят изредка и только на ярмарки, а изо дня в день больше заняты производством. В Каунасе прилавок поставлен по просьбе друзей, в честь праздника. В будни же за Георгием – форма, дизайн, функциональность посуды, а Бригитта им придает лоск, расписывает цветами и кудрявыми овечками. В магазины свой товар редко когда отдают, чаще работая под заказ, ведь пока что спрос на продукцию марки Keramikas Manufaktura превышает предложение.

Мы покупок совсем не планировали, но удержаться невозможно – покупаем веселенький чайник с овечкой. А заодно просим совета: где нам в Каунасе поесть, чтоб и по-литовски, и вкусно, и не слишком дорого. И отправляемся по совету ребят в популярную в городе корчму Berneliu Uzeiga – там и вправду литовская кухня представлена во всей красе и по ценам очень даже умеренным. А по тому, сколько местного народу в залах с “деревенским” интерьером, сразу же видно – место у каунасцев это очень популярное.

Большие амбиции Каунаса – для туристов явный плюс. Ведь воплощаются они и в качественной инфраструктуре туризма. Ресторан отеля Daugirdas в Старом городе, например, славится и залом для дегустации марочных вин, и европейской кухней – изысканной, разнообразной. Стильное, недешевое место. Но заглянуть сюда стоит. А заодно оцените и красоту архитектурных решений, объединивших старину Средневековья с модерном – в комплексе под одной крышей здание XVII века, и современные переходы XXI, и зимний сад, и винотека в сводчатых подвалах.

Самый знаменитый из литовцев

В Каунасе у меня есть и любимые места. Музей Микалоюса Константинаса Чюрлениса, например. Наследием самого известного за пределами страны литовца – композитора и художника – Каунас очень гордится. Говорят, что две сотни его полотен – это послание, некий временной импульс, который можно воспринять, чтобы пойти дальше. Картины Чюрлениса не вечны – изображения на них год от года меркнут и блекнут, исчезая буквально на глазах. Некоторые даже видят в этом мистику.

А специалисты говорят о прозе жизни. Ведь Чюрленис при жизни был беден, не признан, не знаменит. Экономил на красках, а вместо холста использовал тонкую сигаретную бумагу. Потому-то теперь и блекнут его картины на глазах у хранителей коллекции. Все возможные технические условия для хранения в музее во время недавней реконструкции уже созданы. Но ничто не помогает радикально, и если специалисты выхода не найдут, то уже в нашем веке наследие великого художника перестанет существовать в оригиналах…

…Мы сидим в музейном зале, где хоть целый день можно слушать в записи музыку Чюрлениса, здесь же семейство с двумя ребятишками, долго сидят, не уходят. Проходим по совершенно пустым в утренний час залам. Заглядываем в информационный центр – нынешний, современный, хорошо оснащенный, появился после реконструкции музея. Когда есть время, можно и вопросы специалистам задать, и снять с полки и полистать приглянувшуюся книжку, в том числе и на русском.

И выходим на Лайсвес аллею, сознавая с грустью – скоро уезжать. Тормозим возле книжных развалов – чего только нет на лотках букинистов-любителей, поставивших свои столы в самом центре интеллектуальной столицы Литвы, очень студенческого, много читающего города. (У нас-то в центре Риги ничего ведь такого в помине нет!) Делаем прощальный круг, отдавая остаток литов за отменный кофе в крошечном кафе. По пути в аэропорт говорим, что за целых три дня снова в Каунасе много чего не успели… Так что и литовская жемчужина барокко – монастырь в Пажайслисе, и печально знаменитый 9-й форт, и огромный музей народного быта в Румшишкесе снова остаются “на потом”…


Написать комментарий