Фармацевты и аптечные сети обманывают потребителей

Вот уже несколько месяцев кипят страсти вокруг закона о фармации, причем все вертится вокруг вопроса о том, кому должна принадлежать аптека. К сожалению, дискуссия построена на лицемерии с обеих сторон.

Утверждения о том, что только фармацевт — владелец аптеки обеспечит качественное обслуживание клиента, абсолютно беспочвенны. Аптечный бизнес аналогичен врачебной деятельности: в обоих случаях предоставление качественной услуги пациенту в первую очередь гарантируется нормативными документами, регламентирующими работу фармацевта и врача, и лишь во вторую очередь их личностными характеристиками (любовь к людям, профессии и т. п.). Медицинским учреждением, как и министерством здравоохранения, можно руководить, не имея диплома врача.

В свое время фармацевты владели аптеками, но большинство из них свой бизнес продали, обеспечив себе более спокойную жизнь, но став при этом наемными работниками. С другой стороны, было бы наивным ожидать, что владельцы аптечных сетей в результате изменений в законе добровольно и реально “сдадут” свой бизнес. Такое может произойти лишь в результате каких–либо социально–экономических потрясений глобального масштаба. Поэтому “de facto” ситуация с владением аптек изменена не будет, и сотни аптек не закроются ни при каком раскладе. Таким образом,правы обе стороны. Что делать?

В дискуссии по аптекам скромно умалчивается основной постулат предпринимательства, состоящий в том,что цель любой коммерческой деятельности — получение прибыли, независимо от ее сферы.

Обучая студентов предпринимательству, наблюдаю, как растет число предприимчивых представителей молодежи, в том числе и фармацевтов, которые в отличие от коллег советской закваски могли бы более успешно играть первую скрипку в фармацевтическом бизнесе, но им не суждено открыть собственное дело. Здесь мы подходим к проблеме, о которой не говорится ни в Сейме, ни в прессе. Дело в том, что в Латвии существует строгое ограничение числа аптек: их количество привязано к числу жителей в регионе. Это ограничение выполняет функции стеклянной банки, в пределах которой осуществляется борьба за передел собственности. Снятие ограничений на число аптек было бы своего рода компромиссом для решения вопроса о владельцах аптек. Есть стартовый капитал, имеешь способности к бизнесу, не боишься рисковать — открывай свою аптеку. Нет — иди в наемные работники в сетевые аптеки или на государственную службу. Латвия — это молодое государство, а когда, как не в молодости, экспериментировать?

Снятие ограничений на открытие аптек неизбежно повлечет за собой падение цен на медикаменты, так как усилится конкуренция. Однако похоже, что в этом не все заинтересованы. Предлагаю сохранить норму закона относительно права быть владельцем аптеки, но отменить ограничения на открытие новых аптек, тем более что такая норма ранее существовала.

Дмитрий БАБАРЫКИН,
директор Латвийского института
инновационных биомедицинских технологий.


Написать комментарий