Каждой семье, которая заведет третьего ребенка, президент пожмёт руку? 1

Вчера в сейме много говорили на темы демографии. Причем, что характерно, люди пенсионного и предпенсионного возраста. Для начала подкомиссия по демографии во главе с Андрисом Шкеле вызвала большой интерес СМИ — трудно было пройти мимо экс–премьера на лестничной клетке, столько телекамер хотели запечатлеть его заботу о будущих поколениях. На заседание же комиссии по образованию, науке и культуре был приглашен целый синклит научных светил

Член–корреспондент Академии наук ЛР Парсла Эглите начала свой демографический экскурс с того, что в начале 90–х годов "советская плановая экономика разрушилась, нас отрезали от источников сырья и рынков на востоке, стремительно выросла смертность". Тогда были введены 3–летние отпуска по уходу за ребенком, но в условиях галопирующей ситуации пособие теряло смысл, а возвращение на рынок труда было проблематичным. В 90–е годы в ЛР была самая низкая рождаемость, и правительство решило поднять пособия. С 2005 года были введены "мамочкины зарплаты", но и тут возникли проблемы — со 2–го года выплаты становились фиксированными и не могли компенсировать, к примеру, услуги няни.

Снижение числа жителей — общая тенденция ЕС. Население воспроизводится за счет приезжих в ЕС из "третьих стран". Но и от них не дождешься рекордной рождаемости. Как пояснила Эглите, "в советское время у мигрантов были проблемы с жильем по крайней мере первые 10 лет, и потому их рождаемость не превышала существовавшей у латышей". Да и сами латвийцы продолжают эмиграционный тренд — к примеру, в возрасте 15–24 лет (в ближайшем будущем наиболее репродуктивная возрастная группа!) аж 37% в той или иной степени готовы уехать из Латвии.

Что же делать? Академик, разумеется, считает, в первую очередь важны больший спрос на рабочую силу и более высокая зарплата, чтобы предотвратить миграцию. Необходимо больше мест в детских садах и уравнивание родительских пособий. Нелишним будет рост просвещения — начиная от уроков здоровья в школе и заканчивая бесплатным обеспечением свободного времени. Чтобы народ (в первую очередь мужской) не помирал раньше срока. А то ведь уже начиная с 34 лет женщин у нас больше, чем мужчин…

Декан факультета экономики и управления Марис Пургайлис привел в качестве примера соседнюю Эстонию — в этом году там появились 3500 новых бюджетных мест в вузах. Это увеличение примерно на четверть, а значит, такое число молодых людей не уедет из страны. Профессор ЛУ Робертс Шкапарс вспомнил о своей стажировке в Германию: там приоритетами среди молодежи были карьера, путешествия и только потом дети. "Их хотели заводить после 35 лет", — сказал Шкапарс. "Видимо, что–то в ментальности. Нам это еще предстоит изучить". Но потом опять же спохватился: "Экономика и опять же экономика!"

— В XIX веке большое число детей обеспечивало благосостояние крестьянского хутора, сейчас этот фактор больше не работает, — сказала Ингуна Рибена. Она сравнила возможную судьбу двух ровесниц. Одна получает диплом за дипломом, растет по служебной лестнице, копит деньги. Вторая рожает одного за другим. И кто будет обеспеченнее к пенсии? Вопрос непростой…

А вот депутат от Visu Latvijai!/TB/LNNK, отец двоих детей Райвис Дзинтарс, заявил, что "каждой семье, которая заведет третьего ребенка, президент должен пожать руку". Что касается нынешнего главы государства, то тут нет ничего против. Валдис Затлерс — врач высочайшей квалификации, может, еще и совет молодым родителям даст. Но не факт, что поздравление каждого Верховным главнокомандующего в перспективе будет достаточным мотивирующим фактором для деторождения в этой стране.


Написать комментарий

Каждой семье, которая заведет третьего ребенка, президент США пожмёт руку, и особым указом предоставит гражданство США! WELCOM TO UNITED STATES!