Нерезиденты пошли на пользу экономике

Иностранные деньги в банках работают на благо Латвии

Для Латвии в целом было бы невыгодно работать исключительно с местными вкладчиками. Деньги нерезидентов, вложенные в латвийские банки, приносят выгоду всей экономике. Такой вывод содержится в исследовании, подготовленном Латвийской академией наук.



Поменьше
бы долларов



Директор Института экономики Райта Карните сообщила, что исследование проводилось с целью узнать, каким образом иностранный капитал, размещенный в банках, влияет на экономику страны в целом. Кроме того, подчиненные Карните постарались определить, является ли относительно большой объем вкладов нерезидентов косвенным свидетельством того, что у нас проще отмывать деньги, чем в других странах. Райта Карните сразу подчеркнула, что действительно доля нерезидентов велика и, возможно, их привлекает местное законодательство и лучшие условия работы с деньгами, однако ничего плохого для страны в целом в этом нет. “Мы не нашли доказательств того, что латвийским банкам надо стараться избегать иностранных вкладов”, — поделилась выводами экономист.

Иностранный опыт свидетельствует о том, что многие страны пытаются привлечь иностранный капитал. “То, что нерезиденты не размещают свои деньги в наших банках на длительный срок, и то, что эти средства не используются банками в качестве ссуд, еще не означает, что они не работают на благо латвийской экономики”, — говорит Райта Карните.
Несмотря на то что исследование из Института экономики призывает не отказываться от обслуживания нерезидентов, оно рекомендует избегать слишком большого удельного веса вкладов, сделанных в долларах США.

Запутанные нормы



Один из вопросов, которым задались исследователи: что будет с банковской системой, если нерезиденты вдруг резко выберут свои вклады? Результаты анализа говорят о том, что ничего страшного не произойдет. “Мы должны говорить не только о размерах вкладов, но и о том, какую долю рынка занимают банки, активно работающие с иностранцами. Оказалось, что доля рынков, занимаемая пятью банками, в которых выше всего доля нерезидентских вкладов, всего 12,1%. В то же время часть рынка тех банков, где доля иностранных вкладов менее 10%, — около 40%. Так что можно сделать вывод, что даже в случае, если с иностранными деньгами что-то случится, латвийская банковская система в целом не должна пострадать”, — заключила специалист.

В любом случае, по словам Карните, большое внимание должно уделяться качественному контролю. Сейчас латвийское законодательство соответствует международным стандартам, относящимся к препятствию легализации средств, добытых незаконным путем. С другой стороны, наши нормы, по мнению экспертов, запутаннее международных и их труднее выполнить.

От себя отметим, что ничто не свидетельствует о том, что Латвия превратилась в подобие финансовой прачечной. Так, за 11 месяцев этого года в связи с подозрениями в отмывании денег Служба по предотвращению легализации преступно добытых средств приостановила совершение через латвийские банки сделок всего на 2,213 млн. Ls. За этот период служба направила правоохранительным органам для проверки 139 материалов, но ни в одном из них отмывания денег констатировано не было. Учитывая, что в Латвии работает 23 банка с общим объемом активов, превышающим 10 млрд. Ls, эти цифры свидетельствуют о высокой прозрачности работы местной банковской системы.


ОПЫТ:



В некоторых штатах Америки, благодаря так называемым трестам защиты имущества, значительно вырос объем нерезидентских вкладов, и это повысило конкурентоспособность финансового сектора.

В свою очередь во Флориде после того, как Госказначейство США потребовало от банков поставлять Службе госдоходов информацию о доходах нерезидентов по депозитам, представители кредитных учреждений возмутились и с ужасом ждали того, что иностранные деньги начнут “уходить”. Однако требование государства вскоре было смягчено.

08.12.2005 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий