В Латвии стали больше убивать: кто за этим стоит

Только что произошел ряд громких преступлений, которые вызвали общественный резонанс: покушение на замдиректора СГД Владимира Вашкевича, покушение на подсудимого по делу о «паленых» участках Юрмалы Горнака и т. д. Такое впечатление, что возвращаются 90-е с их «гангстерскими войнами»... Что происходит? С этим вопросом «Час» отправился к начальнику криминальной полиции Янису Вонде

Что по этому поводу думает начальник криминальной полиции Латвии Янис Вонда

Учтем: в последнее время полиция раскрыла сразу несколько громких заказных убийств (см. справку «Кто убил бухгалтершу и бизнесмена»). Однако это только добавило разговоров о новой «криминальной волне», которая накрыла Латвию. Поэтому первый вопрос г-ну Вонде «Час», естественно, задал именно об этом:

- В нынешнем году в Риге – резкий рост убийств. Если за весь прошлый год было 31, то за половину 2006-го – уже больше 30. Стали больше убивать и по Латвии в целом. Чем, на ваш взгляд, это вызвано?
bq. Тут надо разделить две вещи: реальную ситуацию и статистику.

Начну со статистики, чтобы вы поняли, что все не так страшно. С 1 октября прошлого года, когда вступил в силу новый процессуальный закон, квалификация отдельных ЧП была существенно расширена. Что это означает на практике? Что по всем случаям обнаружения трупов, а также по без вести пропавшим – даже если там еще все спорно и нет никакой ясности – возбуждается процесс о возможном убийстве.

Потом, через некоторое время, может выясниться, что никакого убийства не было. Что человек просто утонул или уехал к новой подруге куда-нибудь в Россию. Но все это время эти случаи будут числиться как убийства.

Я бы сказал так: статистика сейчас усугубляет ситуацию. По этому поводу уже были совещания у генерального прокурора – мы думали, как выйти из положения. Возможно, чтобы знать реальную картину, нам при учете придется изобретать какие-то коды… Пока же в этом вопросе много неясного.

- Но ведь и реальных убийств стало больше?

К сожалению, да. Наше внутреннее делопроизводство показывает: в этом году убийств в Латвии совершается больше, чем в прошлом. Не так много, как показывает статистика, но больше.

Эту ситуацию с убийствами мы анализируем ежемесячно. И видим: рост в этом году в основном приходится на «бытовуху»: конфликты из-за чрезмерного употребления алкоголя, неурядиц в семьях, инфляции… В общем, я бы так сказал: из-за неудовлеторительной социальной среды.

- Однако только что произошел ряд громких преступлений, которые вызвали общественный резонанс: покушение на чиновника Вашкевича, бизнесмена Горнака и т. д. Такое впечатление, что возвращаются 90-е с их «гангстерскими войнами».

Возможно, такое впечатление возникает именно из-за общественного резонанса. Всего с начала года преступлений с применением огнестрельного оружия совершено 5, со взрывчатыми веществами – около 10. Это немного. В 1994 году они исчислялись сотнями. Если посмотреть статистику за последние 10 лет, то видно: по Латвии в целом падает количество преступлений с применением огнестрельного оружия и взрывчатых устройств.

И думаю, что вы со мной согласитесь: в подобных случаях невозможно что-то исказить или скрыть. Можно спорить о кражах в магазинах, но если уж застрелили человека, то в Латвии этого не спрячешь. Страна маленькая, информация доступна не только правоохранительным органам, но и общественности с помощью СМИ. Так вот: в данном случае цифры говорят, что с профессиональной преступностью, с группировками у нас ситуация стабилизировалась, раздел сфер влияния остался в прошлом. Корни нынешнего роста убийств, повторюсь, социальные.

- Почему люди сейчас так пьют, что даже убивать стали больше?

Почему пьют? Официальную точку зрения я выражать не берусь. Но личную могу. Очевидно, это какие-то негативные экономические моменты влияют.

- Но в Латвии уже практически нет проблем с работой…

А с зарплатой? Работа, затраченное усилие должно быть адекватно вознаграждено. Но если человек знает, что на эту зарплату он не сможет ни содержать семью, ни квартиру купить… Кто-то в Ирландию едет, кто-то начинает пить здесь. Год пьет, два… И уже никакой зарплатой его не заинтересовать – он просто выпал из колеи. Живет как поросенок – пьет, ворует. Таких много. Как их вернуть обществу? Это вопрос, очевидно, не столько к полиции, сколько к самоуправлениям, священникам, психологам и другим специалистам. Полиция борется, к сожалению, уже с последствиями.

От этого и разбоев становится больше на улицах, неквалифицированных квартирных краж (лезут через окна, ломают двери). А если не получается таким образом достать деньги, например, в сельской среде (там все сидят по домам, как ты тут обворуешь?), то приходят к родителям, жене, соседу – просят денег. Если же не дают – бьют.

В итоге все это выливается в серьезные цифры уголовной статистики.

Нюанс

Пьянство, болезни печени, самоубийства, алкогольные отравления и психозы – по всем этим показателям три прибалтийские республики – Эстония, Латвия и Литва – по-прежнему лидируют в Евросоюзе.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на которую ссылается телеканал CNN, среднестатистический эстонец выпивает 13,4 литра чистого алкоголя в год, занимая, таким образом, третье место в Евросоюзе. Латвия и Литва занимают, по статистике, чуть более низкие места. Однако эта статистика не отражает нелегальной продажи алкоголя, которая в Прибалтике составляет значительную часть рынка.

CNN также отмечает, что ни в одной прибалтийской стране нет основательной и хорошо финансируемой программы по борьбе с пьянством и глубоко укоренившаяся традиция пития не подает признаков умирания.

Кто взорвал бухгалтершу и бизнесмена

За последнее время Бюро по борьбе с оргпреступностью раскрыло несколько громких дел, связанных с заказными убийствами и взрывами. Упомянем некоторые:

«Почтовый взрыв» в Плявниеках (Сеску, 63).

Эта трагедия тогда – в 2002 году – наделала много шума. Приехав в Плявниеки, «Час» застал там кучу зевак, преимущественно школьников, которых почти ежеминутно отгоняли от заграждений полицейские. Изо всех окон выглядывали перепуганные жители. Еще бы – трагедия произошла днем, около 12.30, в обычной многоэтажке. Мощность взрыва составила примерно 200 г тротилового эквивалента – взрыв вынес фасадную стену подъезда метров на пять… Взрывчатка была подложена в почтовый ящик 47-летней Светлане Василенок. Попытавшись открыть ящик, женщина погибла.

Об этом деле было много толков. По образованию Светлана – бухгалтер, достатка – скромного, уровень бизнеса – палаточный. За что же взрывать? И вот в мае-июне ББОП это преступление раскрыло. По подозрению в его совершении был задержан Ярослав Ц. (1971 г. р.) и Дмитрий Н. (1968 г. р.). Мотивы? Судя по всему, личные – неприязненные отношения. Впрочем, был еще спор из-за некой недвижимости, который ситуацию усугубил. (Нюансы пока опускаем в интересах следствия.)

Задержана группа киллеров, которые специализировались на заказных убийствах. Главный в этой группе – некий Константин, гражданин России.

В прошлом Костя-киллер – спецназовец, уроженец Пермской области. В Латвию его пригласил некто Д., крестный папа из Латгалии. Ибо у Д. был на тот момент весьма честолюбивый план – взять под контроль участок границы около Балви, чтобы весь мелкий контрабандный люд, который таскает через границу бензин, платил ему «подорожный налог» (подробнее об этой группе «Час» писал 10.06.2006).

Этой группе вменяется взрыв бизнесмена в Балви и еще семь тяжких преступлений, совершенных задержанным мужчиной и его подельниками еще с 2002 года. На их счету два случая незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатки. Работники полиции обнаружили и изъяли у членов группировки два карабина, ружье, около 200 патронов, 250 граммов тротила, несколько взрывных устройств и ручные гранаты F1.


Написать комментарий