А если завтра война?

Очередные скандалы с тендерами на право поставки технических средств латвийским пограничникам всколыхнули старую проблему: отсутствие порядка в этой стратегически важной сфере. Странно, в то время как конкурсные комиссии и Закон о госзакупках требуют тщательного документирования всех этапов проведения конкурса и выполнения заказа, для опротестования результатов конкурса проигравшей стороне требуется до смешного мало.

Подозрительные основания

В случае с конкурсом на поставку Робежсардзе биноклей ночного видения, как пишет газета Dienas bizness 7 августа, проигравшая фирма Strelnieks A подала жалобу в Бюро по надзору за закупками государства и самоуправлений (БНЗ). Основания: у компании “возникли подозрения по поводу того, что выигравшая конкурс фирма Neja & Ko собирается поставить пограничникам приборы не американского производства, а российского”. Причем устаревшие.

Как рассказал Телеграфу руководитель проектов по госзакупкам обвиняемой фирмы Роман Киселев, компания выиграла конкурс из-за более выгодной для государства цены. Потому что в биноклях, а если быть точнее, очках ночного видения псевдобинокулярнного типа модели ATN NVG — 3 A (третьего поколения), используются элементы и технологии, которые пока недоступны европейским производителям, в частности французской Sagem, также участвовавшей в конкурсе. Европейцы пока умеют производить только подобную оптику поколения 2+, а там упомянутые элементы несколько другие и стоят дороже. Отсюда и проигрыш в конкурсе.

Когда нарушений не разглядеть и в бинокль

И тут у проигравшей стороны возникают “обоснованные” подозрения. Дескать, если приборы дешевые, то они из комплектующих российского или белорусского производства. А по условиям конкурса, приборы должны быть произведены в одной из стран ВТО, к которым наши восточные соседи пока не относятся. Однако кому как не БНЗ знать, что в конкурсном предложении указаны страна, название компании-производителя, ее координаты, чтобы конкурсная комиссия, если у нее возникнут дополнительные вопросы, могла бы обратиться к ней напрямую.

В случае с Neja & Ko речь идет не о какой-то шарашкиной конторе, а об American Technologie Network Corporation (ATN), официальном контракторе правительства США. А приборы эти не разрешены к вывозу в сомнительные, с точки зрения Госдепа США, страны. Поэтому их поставки сопровождаются строжайшей процедурой. Они могут поставляться только госструктурам стран-союзниц, при распаковке партии составляется специальный акт и отправляется в Госдеп. Естественно, конкурсной комиссии и заказчикам известны и серийные номера приборов и их компонентов, удостоверяющие, что они made in USA.

хемы легализации

Такие драконовские меры отрицают возможность любых махинаций, да и стала ли бы солидная американская контора рисковать репутацией по мелочам? Пользуясь известным изречением, трудно разглядеть в темной комнате кошку даже с помощью прибора ночного видения. Особенно, если ее там нет. Однако подозрения, по которым серьезная газета выносит материал на первую страницу, увы, все-таки возникают. Как резонно замечает Роман Киселев, скорее они могут относиться к проигравшим в конкурсе компаниям — если они так подробно описывают схему легализации в ЕС продукции производства третьих стран, значит, сами уже ею пользовались?

Сегодня конкурс, о котором идет речь, завершен, и поставки остановить нельзя. Однако приборы попадут к пограничникам с опозданием, что может стать еще одной причиной того, что наша страна опаздывает с попаданием в Шенгенскую зону, так как коварные нарушители смогут проникать на территорию ЕС под покровом ночи. Как убеждены в Neja & Ko, цель конкурентов — нейтрализовать компанию накануне очередного конкурса по поставке аналогичных приборов, но уже не пограничникам, а армии. И здесь уже вопрос не о Шенгене, а о боеспособности армии государства.

Много званых, да мало избранных

В рамках этой публикации нельзя не вспомнить о последнем скандале, из-за которого результаты конкурса на поставку НВС автомобильной техники и тракторов были отменены. Там действовал похожий сценарий. Конкурс выиграла Neja & Ko, выступавшая в тандеме с дилером автомобилей Renault Euro auto. Ее цена была не самая низкая, однако она предложила цены и условия сервиса гораздо более удобные, чем конкуренты, в числе которых были почти все автомобильные дилеры. Дело в том, что речь шла о восточных рубежах, то есть о Латгалии, а там у Euro auto — сервисная база во многих городах. То есть технику можно оперативно отремонтировать, для чего ее не надо гнать в Ригу. Не забудем, что техника военная, и в случае чего неоперативность может стоить очень дорого.

Благодаря мощному лобби обиженной стороны, результаты конкурса были аннулированы. А перед объявлением нового в Положение о конкурсе занесли такой пункт: участвовать в нем могут только фирмы, имеющие лицензию Министерства сообщения на торговлю автомобилями. Которой у Neja & Ko нет.

Для всех, но не для каждого

Что за проблема, ведь фирма выступает в связке с автодилером? Проблема в том, что все фирмы, участвующие в процессе, должны быть автомобильными торговцами из Латвии. Что абсурдно, так как у дилера одни возможности и задачи, а у компании Neja & Ko, которая участвует в конкурсах на поставки армии, Госполиции, Полиции безопасности, пограничникам, пожарным и т.д. уже 10 лет, другая.

По убеждению менеджера Neja & Ko Юриса Креслиньша, это прямое нарушение Закона о госзакупках, где сказано, что участвовать в конкурсах имеют право любые юридические и физические лица в любых комбинациях. И вообще, главное в проведении этих конкурсов — открытость и доступность. А если фирме, чтобы предоставить заказчику лучшие условия, придется сотрудничать с автодилером из, скажем, Чехии? Кстати, в прошлом году Neja & Ko выиграла аналогичный конкурс по поставкам автомобилей МВД, но тогда речь шла о гораздо меньших деньгах и никто не стал поднимать шум.

Кому выгоден форс-мажор?

Neja & Ko ежегодно участвует в 50—70 конкурсах, устраиваемых силовыми ведомствами. И далеко не всегда все участники бывают довольны их результатами. Но конкуренция должна быть честной и не отражаться пагубно на вопросах государственной безопасности и на казне страны.

Как рассказывают в компании, недавно был остановлен еще один конкурс. Речь идет о поставках спецэкипировки для Госполиции накануне саммита НАТО. В тендере изъявило желание поучаствовать много претендентов, большинство из которых были недовольны условиями конкурса. Из них выходило, что они написаны для одной фирмы.

Как это может быть? Например, поставляемая продукция должна иметь стандарт какой-нибудь одной страны, например немецкий. Или гражданско-правовая ответственность производителя должна быть застрахована на территории Латвии хотя бы до конца текущего года, что подозрительно уже потому, что такая страховка есть только у одной фирмы. Конкурс остановлен. Но вряд ли наша доблестная полиция останется без амуниции перед столь ответственным мероприятием — а как же безопасность руководства НАТО? Скорее всего окажется так, что будет разрешено делать данную закупку без конкурса и в срочном порядке.

А значит, в отсутствие конкуренции государство может заплатить неоправданно высокую цену за некачественный продукт. Это ли не коррупция? Вопрос к Бюро по борьбе и предотвращению этого явления.

Шито белыми нитками

В наполненной разоблачительным пафосом, но отнюдь не аргументами передовице в Dienas bizness есть и такая фраза: Neja & Ko потеряла доверие Министерства обороны после того, как поставила ему некачественное обмундирование. Это, опять же, ничем и никем не подтвержденные слова. А в Neja & Ko вашему корреспонденту показали официально заверенные отзывы отдела обеспечения НВС, в которых сказано, что поставками одежды и обуви здесь не только довольны, но и в дальнейшем надеются на сотрудничество. Претензии, возможно, могут быть к фасону и выкройкам. Но фирма здесь не имеет права на самодеятельность и работает по лекалам, “спущенным” из Министерства обороны.

Без особой натяжки Neja & Ko можно назвать “профи” в прохождении государственных конкурсов. Для этого у нее имеются своя производственная (швейная) база, ряд серьезных и проверенных поставщиков, возможность обеспечить как сроки поставок, так и качество и другие специфические требования, умение работать с документацией. Ну и наверняка у нее есть определенные связи.

Впрочем, лучше доверять серьезное дело фирме, у которой есть и связи, и все необходимое для выполнения заказа, чем той, которая не имеет ни того, ни другого.

Критерии? Они подробно оговорены в конкурсах, которые как раз и придуманы для того, чтобы определить лучшего. Пока более эффективного способа не придумано.

Конкурсный марафон

Neja & Ko участвует в конкурсах, проводимых армией и МВД, с 1995 г. Председатель правления фирмы — Владимир Анисимов. Председатель совета — экс-глава Полиции безопасности ЛР Янис Апелис. В последние годы компания участвует в конкурсах на поставку транспорта и оптики для силовиков. В прошлом году Neja & Ko выиграла 24 конкурса. Последний выигранный — на поставку автомобилей пограничникам — оспорен конкурентами. Его результаты были аннулированы.


Написать комментарий