Псковские загадки

Пассажирский самолет, даже не совсем современный, покрывает эти 300 километров минут за 30- 40, поезд - за 8 часов, а вот автомобиль за 12. Вроде бы смешное расстояние. Но старинный русский Псков - пограничный город, а границы, как водится, на замке.

Здесь поменялось все и не поменялось многое

Граница долго будет сниться

Ночная дорога быстро наматывается на колеса автомобиля. Почему ночная? Многие знающие люди советуют выезжать в это время. Во-первых, мало h2. Просто жизнь

Если кто не знает, то в Пскове на сегодня насчитывается более пяти тысяч памятников древнерусской архитектуры. Как их сохранить – это головная боль местной власти. Ведь, с одной стороны, Псков без этих памятников будет заурядным городом российской глубинки, а, во-вторых, именно эти памятники привлекают тысячи туристов, дают заработок местному населению. Конечно, федеральная власть денежки какие-то выделяет на всю эту красоту, но мало.

Приходится постоянно изыскивать средства. Но несмотря ни на что, Псков не только поддерживает в удовлетворительном состоянии памятники, он еще и активно строится. Новые кварталы шагнули за город, везде объявления о продаже квартир. Да и сам город, всегда чистый и аккуратный, как будто стал еще чище. Дома пестрят вывесками и рекламой – это лицо современного Пскова.

Надо сказать, что безработицы в городке с 300-тысячным населением не наблюдается. Работают практически все, кто работать хочет. Здесь нет языковых комиссий, нет запретов на профессии. Но, как всегда, кто-то работает на заводе, кто-то на стройке, кто-то в банке. А вот гордые сыны Апшеронского полуострова, само собой, обжили местный рынок. Конечно, как и у нас, здесь появилось изобилие арбузов и дынь, турецкого винограда и молдавских баклажанов. Такое впечатление, что псковичи перешли в другую веру да заодно поменяли и кухню. На рынке совсем не видно местных бабушек с черникой и грибами, работяг с молодой картошкой и огурчиками – здесь им не место. Они ушли на обочину больших дорог, где и предлагают всем проезжающим свой немудреный товарец, который, надо сказать, сегодня не так уж и дешев. И это понятно, жизнь не только в Латвии дорожает. Так, килограмм капусты стоит примерно сорок сантимов, как и килограмм картошки. Огурчики подешевле, сантимов по двадцать-тридцать, а вот помидоры (и это в разгар горячего лета) – не дешевле пятидесяти сантимов за кг. Мясо на рынке стоит больше двух латов, сосиски без сои чуть меньше двух.

Но вот доходы у населения не очень высокие. К примеру, хорошей считается пенсия три тысячи рублей. Большинство, особенно в деревне, получают гораздо меньше. Но холодильники и у них не пустые, и голодных на улицах почему-то не видно. Вот она, очередная российская загадка.

Посевная по-псковски

Город и все, что вокруг, развиваются быстрыми темпами, отсасывая, как пылесос, оставшееся население из глубинки. И ее практически не осталось, вернее, осталась эта глубинка только в названиях несуществующих деревень…

- У нас в деревне теперь пьяниц нет, – категорически заявляет дед Тимоха.

- ???

- Зачем нам они, – продолжает он после паузы, – кто пил, а пили почти все, те на кладбище. Те, кто не пил, уехали или в город, или в пригородные подсобные хозяйства: там сегодня работы полно! Жильем обеспечивают, платят хорошо. А у нас тут одни пенсионеры остались.

Это действительно так. Деревня резко постарела. Здесь детские голоса слышны только летом. Многие школы, особенно начальные и восьмилетки, закрылись – учить некого, уехали и учителя… Бывшие колхозы и совхозы, те, что послабее, преобразованы в товарищества по совместной обработке земли. В таком товариществе, как правило, есть один трактор, один комбайн, одна сеялка…

- У нас вопрос с посевной, – продолжил дед Тимоха, – решили просто и без затей: чтобы не тратить лишнее горючее на посев и сбор урожая, решили в этом году вообще ничего не сеять…

Вот такая загадочная экономия. Надо сказать, что в этом товариществе порядка 20 работников. Они трудятся (а где они трудятся?), может быть, на ферме, где вместо 400 коров осталось только 20, да на собственных огородах. Есть правление товарищества, где работают три бухгалтера, делопроизводитель и сам председатель. Они, конечно, получают зарплату, и, по меркам деревни, даже большую. Зарплату получают и рядовые члены товарищества по совместной необработке земли. Она сегодня составляет 500 рублей. Это латов 10 на наши почти европейские деньги. Словом еще одна загадка – российский феномен возникновения денег из ничего. Хотя они и исчезают как ничто.

Что поменялось в России и на Псковщине за эти пятнадцать лет после путча, пятнадцать лет нашего несовместного развития? Поменялось все и не поменялось многое. Это еще одна загадка России, которую умом не понять никому. А уж тем более и не измерить ничем.

Анекдот

Hаpодная пpимета: если на закате дым из печной тpyбы идет ввеpх – значит, в деpевне еще кто-то живет.


Написать комментарий