Продажа «стотысячного участка» за 8500 Ls:

Вчера суд Центрального района Риги оправдал Элиту Соле - судебную исполнительницу, обвинявшуюся в злоупотреблении служебным положением при распродаже имущества. И предположил, что потерпевший врет... Суть дела: оцененная примерно в 100 тысяч латов земля ушла меньше чем за 10 тысяч.

«Ну и где тут криминал?»

Отметим: перед нами первый «послевыборный» приговор по громкому системному делу. До избрания нового Сейма по таким делам (затрагивающим, в частности, судебную систему ЛР) старались никого не приговаривать. Большинство процессов было вообще перенесено на конец 2006 – начало 2007 года. Сейчас же негласное вето снято. И вот результат: дело, где потерпевшим выступает один из крупнейших латвийских землевладельцев, завершилось оправданием обвиняемой.

Что ей вменялось: «Тайная распродажа за бесценок»

Напомним, Элиту Соле обвиняли в злоупотреблении служебным положением при продаже земельного участка в Сигулде, принадлежавшего Гатису Сакнитису.

По словам Гатиса Сакнитиса, 17 декабря 2002 года в день торгов он со своим представителем Иваром Крегерсом и представителем кредитора Ogres komercbanka Гинтсом Турло пришел на аукцион с целью выкупить свое имущество. Однако судебный исполнитель Элита Соле сказала, что торги не состоятся, поскольку в заявленное время не пришел ни один из претендентов.

О том, что недвижимость уже ушла с торгов, он узнал лишь спустя полтора месяца. Выяснилось, что 58,9 гектара земли, на которых располагались домик и несколько хозяйственных построек, были проданы с аукциона за 8500 латов. Именно такую сумму предложила одна из претендентов – Регина Кейша. Любопытный нюанс: три оценщика – Oberhaus, Eiroeksperts и Kolonna – ту же самую недвижимость несколько позже оценили в 90 000, 92 720 и 124 560 латов соответственно.

Еще два объекта, принадлежащих предпринимателю, были проданы за долги с аукциона за 9200 и 6800 латов, в то время как их стоимость, по оценке тех же компаний, колебалась в пределах от 17 680 до 42 000 латов

- Тут мы говорим об игнорировании всех существующих законов, – заявил по этому поводу г-н Сакнитис. – Множество свидетелей могут подтвердить, что торги в тот день не проводились. Оба судебных исполнителя, руководствуясь, очевидно, заранее разработанным планом, тайно оформили фиктивный аукцион, который нанес мне ущерб в размере по меньшей мере 53 тысячи латов…

После аукциона документы (в гражданском порядке) поступили в окружной суд, который выдал свое заключение: никаких ошибок в процессе аукциона допущено не было, торги можно считать состоявшимися. Адвокаты Сакнитиса подали на апелляцию. Вопрос ушел в Верховный суд, но и тот не нашел нарушений.

Линия защиты: «Цену устанавливаю не я»

Между тем в суд Центрального района Риги пришло уголовное дело против г-жи Соле. Вот что она, в частности, сообщила в ходе процесса:

- Если бы я тайно проводила торги, ни один суд не признал бы их действительными. Конечно, при сравнении стоимости проданной несколько лет назад собственности с тем, что сейчас говорят оценщики, получится огромная разница, но на торгах начальную цену устанавливала не я.

И объявления о том, когда пройдут торги, на суде всегда сравниваются с протоколом. В тот день они все проводились с интервалом в полчаса начиная с девяти утра. Меня обвиняют в злоупотреблении служебным положением, в то время как я просто следовала инструкции, соблюдение которой контролирует суд.

Меня обвиняют в том, что я продала собственность по заниженной цене, которую устанавливаю не я. Но если бы истцы тратили свои деньги не на фабрикацию дел, а на погашение долгов, займов, их собственность никто бы не продал, – считает Элита Соле.

Коллега г-жи Соле, экс-глава судебных исполнителей Латвии Инга Чепелкина в этой связи отметила:

- Гатис Сакнитис пытался, кстати, доказать, что лицо, участвующее в торгах, являлось моим родственником. Ничего не вышло. Хотя даже если бы оно и состояло в родстве со мной, я все равно не нарушила бы ни одного из пунктов латвийского законодательства! Аукцион – открытый процесс, принять участие в нем может любой желающий, уплативший взнос. И кредитор, и сам должник прямо заинтересованы в том, чтобы участников было больше, ведь тогда шансы продать собственность по более высокой цене возрастают.

Суд: никто не виноват. А потерпевший, возможно, лжет

Прокурор Инесе Шулте просила приговорить Элвиту Соле к штрафу в размере 150минимальных зарплат (13 500 латов) и запрету занимать ответственные должности на 5 лет.

Но суд, в итоге посчитав, что доказательства в деле неубедительны, постановил оправдать судебного исполнителя. Суд критически оценил показания многих свидетелей по делу, а также посчитал, что признанный потерпевшим Гатис Сакнитис, возможно, давал заведомо ложные показания. Как и один из свидетелей.

После приговора прокурор явно была недовольна приговором суда. Она по-прежнему уверена в виновности Соле. Инесе Шулте заявила, что говорить об обжаловании приговора можно будет после того, как она ознакомится с его текстом.

P. S. В то же время следствие ведется и по другим делам судебных исполнителей: так, небезызвестное «дело Киберманиса» уже передано в суд. Близится к завершению и дело экс-главы судебных исполнителей Инги Чепелкиной.

Исполнители под судом

Справка

В сентябре 2005 года суд Тукумского района признал виновными во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением судебных исполнителей Ивара Киберманиса, Лигиту Молчанову и Андриса Страздса. Им инкриминировалось злоупотребление служебным положением при распродаже имущества елгавского предприятия RAF (незаконная продажа прессов).

Киберманис обвинялся также во взяточничестве в крупных размерах – 3 тысячи латов. В итоге Киберманис был приговорен к лишению свободы условно на пять лет с испытательным сроком три года, а Страздс и Молчанов – к двум годам лишения свободы условно с проверочным сроком два года. К тому же суд обязал их возместить убытки предприятия – всего с них должно быть взыскано 38 тыс. латов в пользу неплатежеспособного RAF.


Написать комментарий