Польша снимает вето

В немецком Меттлахе состоялась долго откладывавшаяся встреча членов так называемого «веймарского треугольника» - руководителей ФРГ, Франции и Польши.

Неформальные встречи канцлера Германии с французским и польским президентами стали традиционными с 1991 года, когда ФРГ и Франция взяли на себя почетную обязанность «проводников» Польши на ее пути в Евросоюз. Нынешние переговоры переносились дважды, причем оба раза по инициативе польского президента Леха Качиньского.

Они должны были пройти 3 июля, сразу после компьеньского рандеву Ангелы Меркель и Жака Ширака с российским президентом Владимиром Путиным. Однако Лех Качиньский, узнав о том, что речь в Компьене шла о прямых поставках российского газа в Евросоюз, отказался приехать в Германию, заявив, что ему не о чем разговаривать с коллегами из Парижа и Берлина. Это, мол, все – предательство польских интересов, сговор за спиной у Польши – не хуже, чем пакт Молотова – Риббентропа. Во второй раз он отказался приехать уже по совсем странному поводу: обиделся на карикатуру, опубликованную в немецкой газете Tageszeitung и высмеивающую его брата-близнеца, премьер-министра Польши Ярослава Качиньского.

Польский президент потребовал извинений, но не у газеты, а почему-то у немецкого правительства. Понятно, что никаких извинений не последовало, а депутаты польского сейма вместе с немецкими журналистами напомнили своему президенту о том, что в Европе покуда еще существует свобода слова, и посоветовали не позориться перед людьми, изображая из себя исламского фанатика, требующего крови датчан за карикатуры на пророка Мухаммеда.

Нежелание польского руководства общаться с партнерами по «веймарскому треугольнику» имело совершенно иную подоплеку. Как известно, Качиньский упорно продвигает в Европе идею так называемого энергетического НАТО, направленного на защиту от неких абстрактных «поставщиков энергоресурсов», которые могут как-нибудь нехорошо распорядиться своими нефтяными и газовыми кранами – естественно, в первую очередь имеется в виду Россия. Этот проект не вызывал особого энтузиазма у европейцев, так что Польше пришлось даже прибегнуть к крайним мерам – бойкотировать переговоры о подписании нового Договора о сотрудничестве ЕС – Россия.

Однако после рижского саммита НАТО многое изменилось. Идею «энергетического НАТО» поддержали на саммите Соединенные Штаты, предположив, что такое «экономическое нападение» должно расцениваться, как вооруженное нападение на члена альянса, и реагировать на него должно в соответствии с пунктом пятым натовского устава – как на враждебные действия против всего НАТО. У поляков тут же появились союзники из числа европейцев – сплошь страны-новички: Чехия, Словакия, страны Прибалтики.

Лех Качиньский решил сделать еще одну попытку убедить своих коллег из Франции и Германии и приехал в Меттлах. И здесь его ожидало новое разочарование: вместо того чтобы согласиться с польско-американскими доводами, Ангела Меркель и Жак Ширак убедили польского коллегу снять вето с переговоров с Россией. Впрочем, как заявил польский чиновник Анджей Кравчик, Ширак и Меркель пообещали Варшаве помощь в будущих переговорах с Москвой по энергетике и мясу.

Скорее для успокоения польского руководителя, нежели ради каких-то практических целей, Меркель и Ширак все-таки сказали пару слов «за Россию»: призвали Кремль как можно скорее довести до успешного завершения следствие по делам об убийствах кремлевских критиков Анны Политковской и Александра Литвиненко. В качестве ответного жеста Лех Качиньский заявил, что пресловутое мясное эмбарго является единственной претензией Польши к России, других не существует. От основной своей темы – строительства российско-немецкого газопровода в обход польской территории, ему пришлось по крайней мере на время отказаться: польский президент подчеркнул, что этот проект является предметом билатеральных (двусторонних) отношений, причем, что интересно, не между Россией и Германией, а между Польшей и ФРГ. Почему это так – он не объяснил, однако явно перенес направление атаки с восточного соседа на западного. Похоже, теперь именно немцы, проложившие Польше дорогу в Европу, могут стать для Качиньского тем самым потенциальным противником для несуществующего «энергетического НАТО».


Написать комментарий