Разговор начистоту

Идея Гражданского Форума, сформулированная “Динабургом”, начала потихоньку находить понимание власти. Как ни крути, но только в диалоге может родиться истина. Согласившись, практически не раздумывая, на разговор “без купюр”, мэр, двух мнений быть не может, дает понять горожанам правильность выбранного Думой курса. Корабль не тонет — никто не спорит, вопрос в том, не идем ли мы к цели окольным путем? Не много ли “топлива” сжигается вхолостую? Соответствуют ли нужной квалификации “штурманы”? Отчего один из четырех, г-н Дриксне, “посреди рейса” сбежал? Он, вообще, разве кому-то был нужен? Или присоединись к первому г-н Толмачев, что, ко дну пойдем? Есть соображение, что без балласта только наберем скорость! По этим и некоторым другим вопросам у газеты и ее читателей уже сформировалось свое стойкое мнение. Сегодня “Динабург” готов предложить читателям позицию мэра города Риты Строде. Окончательных выводов из одной беседы не сделаешь, но общее впечатление получить можно.

Четыре вице-мэра
Решили жизнь построить:
Один себе настроил,
И их осталось трое…

— С корабля на бал. Вопросов много. Начнем, если позволите, с бюджета. Откуда излишки?

— Это запрограммированные деньги от государства, мы предполагали, что они придут еще перед составлением бюджета. Защитили проекты, очень неплохо идет сбор налогов. Надеюсь, что город кое-что получит после поправок государственного бюджета.

— Городские приоритеты?

— Они всегда практически одинаковы. Как ни крути, половина бюджета составляет образование. “Священная корова” — социальная сфера. Например, с увеличением стоимости проезда в общественном транспорте поневоле увеличивается статья компенсаций пенсионерам, инвалидам, малоимущим. Мы начинали с цифры 350 тысяч латов, в этом году планируется около 800 тысяч латов.

— Будет ли в этом году повышение проезда в трамваях и автобусах?

— В трамвае — нет, в автобусе — да. Регулятор рассматривает вопрос о повышении проезда до 20 сантимов.

— Срок?

— Где-то середина лета.

— Будем считать, что разминка прошла успешно. Что всегда волнует и будет волновать горожан? Коммунальные платежи, тарифы. Недавно в обиход вошло и прочно заняло свое место новое понятие — “неучтенная вода”. Что это такое — никто не знает до сих пор! Здравый смысл подсказывает, что в природе вещей нет такого явления. Почему люди должны платить за то, чего нет?

— Именно потому, что известные Правила Министерства экономики не дают четкого определения на этот счет, Думой и было отложено решение по этому вопросу.

— Достойный ответ. Было бы замечательно, если бы такой же четкий и ясный ответ дал горожанам вице-мэр г-н Толмачев. И не в мае, а в декабре, когда вышли упомянутые Вами Правила № 999. Газета берет на себя смелость утверждать, что именно г-н Толмачев истинный виновник тянувшегося четыре месяца скандала. Улыбаясь с телеэкрана, вице-мэр заявил: “Никуда, дорогие мои, не денетесь, все равно будете платить!” Ссылался при этом на полученное Думой разъяснение Министерства экономики. Как можно серьезно относиться к чиновнику, который, читая бумагу, не понимает, что в ней написано? Не понимает, что разговор в документе идет о праве собственников квартир принимать решение о порядке расчетов за потребленную воду, а не о порядке расчетов за неучтенную воду! Разве не очевидно, что в квартире, имеющей счетчики, никакой нераспределенной воды просто не может быть! Что это за дикие ссылки на “неточные” счетчики? Как г-н Толмачев, куратор ПЖКХ, мог допустить их установку? О какой компетентности может идти речь?

— Повторюсь: если бы данные Правила читались однозначно, не было бы скандала не только в Даугавпилсе, но и во всей стране. И второе: потери будут всегда. Возьмите дом в Первомайке и дом в Центре города. Нельзя скидывать со счетов и местных “Кулибиных”. Пользуясь случаем, я прошу помощи у вашей газеты: разъясните людям, что они должны быть бдительными.

— Газета донесет до читателей Ваше пожелание. Однако потери до дома уже включены “Водоканалом” в тариф. “Кулибиных” же под чутким руководством г-на Толмачева, наверное, пусть все-таки ищет муниципальная полиция. При больших потерях Правила как раз регламентируют выполнять подобные мероприятия для уменьшения разницы.

— Все это правильно. Но, в конце концов, проблема нераспределенной воды — проблема собственников. Каждого дома, каждого жильца.

— Собственником в данном случае выступает как раз самоуправление.

— Дума — заложник в данной ситуации.

— Мы все заложники ситуации. Надо искать решения.

— Тогда скоро будут приходить частники с требованием отремонтировать крышу.

— Не будут. Это их дома. Наши же пятиэтажки находятся на балансе Думы. Подробный экскурс в историю вопроса по холодной воде вызван простым желанием понять: почему и в спорных, и в неспорных вопросах первое движение чиновника — свалить все на плечи людей? Трудно не согласиться и с утверждением, что мэр не может и не должен знать все. Дела должны решать профессионалы, тогда где они? Перефразируя ваши слова, можно сказать, что мэр — всегда заложник решений нерадивых чиновников!

— Я привыкла отвечать за свои слова и решения. И ни за кого работать не собираюсь! Но не хочу и принижать работу подчиненных. У г-на Толмачева есть недостатки, скажите, у кого их нет?

— Так можно оправдать все… Теоретически он наш “слуга”, его ошибки, в отличие от нас, грешных, дорогого стоят. Легко спрогнозировать: если бы не позиция прессы, кстати, поддержанная Регулятором услуг — г-н Толмачев давно бы “умыл” весь город. А возьмем ситуацию, сложившуюся с продажей квот. Разве для Вас лично, как жительницы города, здесь не все очевидно?

— Уследить ситуацию на бирже не так просто. Дума действительно выжидала, но прогнозы не оправдались.

— Ни у газеты, ни у горожан по этому вопросу нет претензий к Думе как к органу власти. Ставить вопрос таким образом — заведомо не искать ответов. Претензии и все вопросы у людей к одному человеку — вице-мэру Лачплесису. Именно благодаря его деятельности (или бездеятельности) город недополучил почти два миллиона евро! Тому есть факты и документы. И газета ими располагает.

— Мы могли вообще не продавать квоты, раньше, как вы знаете, такого понятия вообще не было. Но я о другом. Для меня, как главы города, важна тенденция. Она такова, что наши “Теплосети” в кои веки не просто не чахнут, не только не банкроты, к чему так стремилась известная группа лиц, — наши “Теплосети” развиваются, находятся в стабильной финансовой ситуации! Это не слова, это факты!

— Хорошо. Только цена заданного газетой совсем не праздного вопроса — большие деньги! Стоило покаяться г-ну Лачплесису — народ бы понял. Зачем было салютовать? Конечно, никто не святой. Но позиция ваших вице-мэров, в частности, по двум вопросам размывает доверие к чиновникам. Помимо Вашего желания подрывает авторитет мэра и власти. Вы человек команды — это бывает накладно, но, думается, не всегда тактика защиты подчиненных любой ценой верна. Хорошо, если Ваши вице-мэры оценят это и сделают выводы. Вообще говоря, в подобном подборе кадров четко прослеживается политическая составляющая. Ни для кого не секрет, что коалиция была создана по принципу: не пустим г-на Эйгима! Не пустили. И что? Получили четыре вице-мэра. Г-н Дриксне ушел — никто не заметил. Не кажется ли Вам, что четыре вице-мэра — полный анахронизм? Не переходя на личности: не становимся ли мы каждые четыре года заложниками чисто политической игры?

— Вы абсолютно правы. Но такова ситуация в любом государстве при многопартийной системе. И никуда и в дальнейшем мы от этого не денемся. Всегда есть и будет присутствовать какой-то политический компромисс.

— Кстати говоря, Ваши вице-мэры взвалили на себя обязанности исполнительного директора. Что-то совсем не слышно, не видно его.

— Есть чиновники, которым неймется рапортовать и ничего не делать…

— Есть все-таки такие…

— Есть. Но есть другие, которые молча делают свое дело. Заявляю совершенно ответственно: нынешний исполнительный директор Думы на порядок выше всех предыдущих.

— Так и напишем?
— Именно так.

— Что ж, похвалим авансом. Когда узнаем и услышим о его делах, напишем еще.

“Мы — не задворки Европы!”

— Следующий непростой вопрос о тарифах.

— На прием приходят сотни людей и как один говорят, что они за все платят. Почему регулярно повышаются тарифы?! Я просто беру калькулятор. Помимо объективных причин, включающих в себя повсеместное подорожание на энергоносители, в Даугавпилсе присутствуют совсем не хозяйственный момент — это политические тарифы! Именно они и загнали наши предприятия, тот же ПЖКХ, в угол! Стоимость квадратного метра жилья в Даугавпилсе самая низкая! Я была бы только рада, если бы у нас стали возникать общества собственников! Так ведь никто не желает! Пять тысяч латов в год с дома — что можно сделать за эти деньги? Цены же растут, как грибы! Мы поставили телегу впереди лошади — во многих городах вначале создавались общества собственников, а уже затем шла приватизация. Скоро думаем отвезти наших журналистов в Валмиеру. Там собственников квартир мотивировали. Треть домов утеплилась, все выиграли. И платят меньше, и другое отношение к собственности. Мы же, выйдя за пределы квартиры, словно ступаем в другой, параллельный мир. Это наше, а это не наше! Вот в чем корень зла.

— В городе скандал. После выступления в здании городского театре лидера “Нового поколения” Алексея Ледяева свой протест выразили представители традиционных религиозных конфессий. Отец Георгий, настоятель Борисо-Глебского собора, назвал “Новое поколение” сектой. Что, в свою очередь, вызвало протест уже со стороны “Нового поколения”. Пресса разделилась, начались стычки между изданиями. “Свой вклад, —цитирую, — в укрепление имиджа “секты” и ее главы внесла щедрой рукой и наша Дума. По безалаберности или от избытка демократичности местные чиновники позволили этой организации продемонстрировать свою, якобы, значимость. Куратор по культуре  Элеонора Клещинская со своими объяснениями выглядит весьма неубедительно”. Прокомментируйте.

— Пожалуй, впервые в истории нашего города произошел конфликт между религиозными деятелями, причем в такой острой и неприкрытой форме. Ничего хорошего в этом, понятно, нет. Удивляет, как некоторые журналисты не разглядели очевидное: своим решением дать добро на проведение мероприятия в театре, городская Дума недвусмысленно показала свое невмешательство в религиозные дела. “Новое поколение” — официально зарегистрированная организация, а не секта! Подвергать сомнению признанную государством институцию — как раз и сеять разлад между верующими людьми и конфессиями. Какова была бы реакция г-на Ледяева, запрети мы его выступление? Подал бы в суд — и законно выиграл! Тоже скандал, но при прямом участии Думы! Не надо вешать на самоуправление то, в чем оно не участвует. Лично мне кажется, что масса новых религиозных течений — не случайное явление. Молодежь ездит по миру, смотрит, впитывает, всем нам, представителям традиционных религиозных учений и нашей пастве, есть над чем задуматься.

— Снова к мирским делам. Что Вы можете сказать по нарушениям в Управлении спорта, выявленным в актах ревизионной комиссии, и роли в них г-на Гаука, в частности? Объяснительная г-на Гаука, которой располагает редакция, по сути ничего не объясняет.

— Объяснения г-на Гаука, действительно, получены. Думаю, ко дню выхода газеты в Думу будут приглашены члены ревизионной комиссии, руководство Управления споротом. К тому времени должны быть исправлены те недочеты, которые можно исправить, и должен быть дан анализ и план работы по устранению более серьезных нарушений. И тогда я, как председатель Думы, приму решение: о наказании ли, снятии ли г-на Гаука с работы. При кардинальном толковании, окончательное решение вопроса будет вынесено на заседание Думы. Заканчивая тему, могу лишь добавить, что виноват не один г-н Гаук, в совершенно запущенном состоянии и вся бухгалтерия Управления спортом, что, понятно, не снимает конечной вины с его руководителя.

— Что можно сказать о спорте как таковом в Даугавпилсе? Критиков предостаточно.

— Некоторые наши уважаемые критики мешают Божий дар с яичницей. Функция самоуправления — это обеспечение спортивных баз. Многое сделано, но, идя к этой цели, мы ставим новую сверхзадачу: дать городу современный спортивный комплекс! В этом смысле мы еще в каменном веке по сравнению с Видземе или Курземе. Вторая функция самоуправления — обеспечить условия для занятий спортом детей и молодежи! Наши критики говорят о рекордах. Спортивные достижения, развитие профессионального спорта есть прерогатива государства и спонсоров! Так вот я и спрашиваю: где они, наши бизнесмены и спонсоры? Можно и нужно критиковать. Разрешите вопрос: почему тот же г-н Горячев не спонсирует тот же баскетбол?

— Г-н Горячев, имея возможность, до конца вносил свою посильную лепту. В данном случае можно говорить об изменении финансовых возможностей.

— Может быть. Но ведь это не меняет картины в целом.

— Многие заслуженные спортсмены города считают, что правильнее вкладывать деньги целевым методом, на развитие конкретных видов спорта, тех, которыми славился в свою бытность город. Зачем городу спортивный монстр? Кого там можно вырастить?

— Так говорят те, кто не видит, простите меня, дальше Малиновки. Я всегда отвечаю именно так. Решение было принято не спонтанно. Мы объездили почти все спортивные объекты страны, включая малые города. Мы сравнили, какая материальная база там и какая у нас. В Даугавпилсе нет ни одного спортивного объекта, соответствующего европейским нормам. Можно сказать: давайте отремонтируем! Что ремонтировать — волейбольную школу? Элементарно: а где стоянки? Чтобы провести чемпионат Европы, нужно, минимум, полторы тысячи сидячих мест! В “Строитель” заходить неловко! Можно сказать, что у нас в городе много бассейнов. Сказать можно, а отдохнуть с удовольствием всей семьей можно?
— И во сколько обойдется спортивный комплекс?

— Лиепайский обошелся в 14 миллионов латов. Это и есть ориентировочная цена. Государство обещает выделить 4,7 миллиона латов. Конкурс пока не проведен.

— Коротко об аэропорте. Сложилась странная ситуация: все “за”, включая журналистов! Единственный нюанс: за чей счет? В итоге, не зная ответа, большинство “против”. Остановимся на вопросе: есть ли гарантия получения средств от государства хотя бы на первой стадии проекта?

— Начнем с того, что Лиепая и Вентспилс восстановили свои аэропорты, причем, за свой счет. Это обращение к тем, кто ссылался на то, что наш город единственный, кто вкладывает свои деньги. О рентабельности пока разговор не идет. Далее. На развитие региональных аэропортов государством выделено 20 миллионов латов. Отвечаю за свои слова: Даугавпилс получит причитающуюся ему треть от этой суммы. Что касается выкупленной нами земли под аэропорт, считаю, что это небольшие деньги. Двести тысяч латов, выделенные на этот год дадут возможность привести в порядок территорию аэропорта, сделать сертификацию, а также возможность принимать легкие самолеты. Главное на сегодня — обозначить аэропорт на карте.

— Большое спасибо за интервью. “Динабург” надеется на дальнейшее сотрудничество. Вопросов масса. Затронутые сегодня — лишь попытка ответить на бесконечные звонки и письма горожан по конкретным темам.

— Еще некоторое время назад Даугавпилс был серой точкой на карте. Сегодня, как бы этого кому-то не хотелось, Даугавпилс — центр Латгалии! Я очень амбициозный человек в отношении своего города! Я каждый день доказываю себе и разным господам, что мы можем жить лучше! Надо работать! Но многие привыкли только болтать. Взять проект Крепости. Еще два года назад я призывала бизнесменов обращаться в агентство недвижимости: берите в аренду помещения, хоть за один лат! К сожалению, этого не произошло. Обидно то, что некоторые не могут или не желают смотреть хоть немного вперед…

10.05.2007 , 10:03

Роман САМАРИН


Написать комментарий