Дело о «шпионаже для Лембергса»: процесс пошел, ищут свидетелей

Вчера в суде Центрального района Риги стартовал процесс по скандальному делу экс-подполковника полиции безопасности Арниса Индриксонса. Основная интрига: обвинению предстоит доказать, что для получения обычных распечаток телефонных звонков нужно нанимать высокопоставленного спецслужбиста…

О чем речь

Напомним вкратце историю скандала: в конце августа общественность неожиданно узнала, что против одного из руководителей ПБ еще зимой начато следствие (почему информация «пробила» спустя несколько месяцев – версии существуют разные).

Суть обвинений, коротко: по заданию частного лица (и за весьма скромную плату) подполковник затребовал у LMT распечатки звонков 14 «противников Лембергса».

Подробнее: по мнению обвинения, в мае 2004 года подполковник Индриксонс, заместитель начальника Главного управления и глава Второго бюро ПБ, договорился с руководителем аналитического отдела SIA Apsardzes dienests Venta, бывшим внештатным помощником Эйнарса Репше Язепом Мейкашсом, который за каждую распечатку входящих или исходящих звонков обещал платить от 30 до 40 латов.

Чтобы получение распечаток выглядело законным, Индриксонс показал телефонному оператору LMT материалы оперативного дела Kurmis («Крот»). Он также оформил фиктивную встречу с источником, который и «сообщил», что многие предприниматели Вентспилса связаны с воровством дизельного топлива из нефтепровода Полоцк – Вентспилс.

В обвинении упоминается семь встреч Индриксонса и Мейкашса – возле здания ПБ. Во время встреч сотрудник ПБ передал охраннику диски с распечатками звонков. За это чиновник получил не менее 2000 латов. В апреле 2005 года Мейкашс ушел с работы, и Индриксонс следующую партию распечаток передал другому сотруднику фирмы Venta – бывшему сотруднику KNAB Валдису Бекешсу.

Кого «слушали»: среди 14 потерпевших – бизнесмены-транзитчики Олафс Беркис, Игорь Скокс, Геннадий Шевцов, Мамертс Вайвадс, Эдгарс Янсонс и Валентин Кокалис, юристы Мартиньш Квепс и Арнис Ницгалис. Также распечатаны разговоры с телефонов, зарегистрированных на имя AS Kalija parks, SIA iLink и SIA LSF Holdings, которые использовали, к примеру, Олег Степанов и другие.

Отметим: речь в данном случае идет не о «прослушках» в прямом смысле слова. А лишь о том, «кто кому когда звонил».

«Ушел в отставку. Но вину не признал»

Подполковник подал в отставку. Незадолго до начала процесса в разговоре с нами он категорически отверг все обвинения. И, комментируя прозвучавшую информацию, отметил:

1. Оперативное дело Kurmis было вполне реальным, а не «фиктивным»: «В свое время комиссия по оборонным и внутренним делам Сейма рассматривала этот вопрос – о масштабных кражах топлива из нефтепровода Полоцк – Вентспилс. И обратилась к полиции безопасности с просьбой разобраться в этом вопросе. Мы начали работать, собирать информацию».

Более того: по словам г-на Индриксонса, в обязанности работников ПБ входит также сбор информации о людях, влияющих на стратегические экономические решения в стране. В этом контексте сбор информации о фигурантах «вентспилсских войн» выглядеть странным не может….

2. Непонятны фигурирующие в деле суммы – 30 латов за распечатку. Если это взятка для подполковника спецслужбы – то размер выглядит довольно странно. С другой стороны, добиться того же результата (получить распечатки, кто кому звонил), можно гораздо дешевле: «Непонятно, зачем «покупателю информации» было идти таким сложным путем».

3. То, что работа ПБ «по звонкам» была истолкована как «заказная слежка» – это спорная трактовка. Неверная, по мнению г-на Индриксонса.

Суд: о свидетелях и «путях получения распечаток»

Как нам стало известно, процесс по этому делу стартовал во вторник в суде Центрального района Риги. Поскольку речь там идет о секретной информации и о методах работы спецслужб – процесс объявлен с самого начала закрытым.

Впрочем, похоже, главные трудности процесса обозначились уже заранее. Как мы поняли, обвинению предстоит доказать, что для телефонной слежки за контактами «противников Лембергса» было логично нанимать именно зам. начальника Главного управления главной секретной спецслужбы страны. И никак не ниже.

Как кулуарно комментируют этот пункт обвинения оперативники, подобных результатов можно добиться куда более простым путем, не оставляя следов в официальных бумагах.

- Непонятно, зачем Мейкашсу было идти кружным путем – через спецслужбу, где любые процессуальные действия неизбежно «наследят»? К тому же полиция всегда ожидает месяц ответа на любой запрос телеоператору.

Гораздо проще и «чище» будет обратиться к самим работникам фирмы-оператора. Спросите в частной беседе у детективов – откуда они получают свою информацию по звонкам? И выяснится, что гораздо более прямой путь – это посадить «на содержание» девочку на пульте. Причем необязательно даже в Риге. И всего за 300- 400 латов в месяц можно иметь вполне полную картину…

Учтем: в Латвии – под два миллиона абонентов мобильной связи. Обработкой их созвонов занимается тоже не десяток человек, а на порядки побольше. За всеми не уследишь…

Промежуточный финиш

Вчера в процессе был объявлен перерыв – как пояснили нам в суде, из-за неявки свидетелей. Рассмотрение дела возобновится 30 октября.


Написать комментарий