Жизнь по Брайлю

Исполнилось 200 лет французскому изобретателю, преподавателю Парижского Национального института слепых Луи Брайлю. Его имя как самое дорогое и близкое произносят миллионы незрячих людей во всех странах мира. Потому что "Брайль" — это универсальная, самая простая и самая удобная, до сих пор непревзойденная рельефно-точечная система письма для слепых людей.

Как известно, у нас в городе существует общество слепых, есть специально построенный микрорайон, где живут незрячие, и здесь же, на улице Чиекуру, 5 работает и библиотека, обслуживающая свыше 380 читателей и членов их семей. Большая часть библиотечного фонда — это художественная литература, словари, самоучители, сборники всевозможных рецептов, изданные по знаменитой системе Брайля. Все это — книги, ноты, математические и иные обозначения в учебной и научно-познавательной, художественной литературе — предоставляют незрячим людям возможность овладевать всеми ценностями духовной культуры человечества. А значит жить наполненной, полноценной жизнью, не чувствуя себя изгоем общества, затворником четырех стен своего дома.

— Библиотека — это наш второй дом, где нас всегда ждут, с готовностью все объяснят, помогут и расскажут, расспросят и, если надо, утешат и ободрят, — делится Наталья Муравьева, постоянная посетительница библиотеки. Ее пальцы быстро скользят по картонным страничкам, она зачитывает вслух прочитанное и одновременно делится: “Сама по себе я человек увлеченный — читаю по системе Брайля не только художественную литературу, классические произведения, но и музыкальные, потому что играю на аккордеоне, гитаре, еще мне, как матери двух детей, интересна психология. В нашей библиотеке можно отыскать книги на любой вкус и интересы. Например, как профессиональный массажист, я именно здесь, по справочнику, вычитала какие-то дополнительные знания по технике массажа”.

— Такая же как Наталья верная приверженка читать книги, изданные по Брайлю, у меня и Светлана Комиссарова, у нее тоже очень широкий диапазон интересов, — рассказывает директор библиотеки для слепых Айна Липиня. — А вот музыканта Петра Баранова интересует литература, связанная с музыкой или на историческую тематику. Но немало и других, кто с раннего детства учился читать по системе Брайля, но так как книги эти обычно толстые и тяжелые, ведь страницы в них из картона с выпуклыми точечными знаками, со временем перешли на более облегченный тип “чтения”: брали у нас в библиотеке аудиокниги, записанные дикторским голосом на магнитофонные кассеты, потом на компакт-дисках. А в прошлом году, благодаря фонду Билла и Мелинды Гейтс у нас установили такую компьютерную технику, что и слепые, и слабовидящие могут пользоваться необъятными ресурсами мировой компьютерной паутины.

Без Брайля — никуда

Под эту чудо-технику в библиотеке отведена отдельная небольшая комната. В ней, за оригинальными компьютерами уверенно работали остальные члены семейства Муравьевых — муж Георгий и семилетний Янис, ласково называемый всеми Ванечкой. Мальчик, имеющий малый остаток зрения, сидел за сканером, увеличивающим шрифт в десятки раз — так Ванечка читал для себя новую сказку. А его отец, нажимая на определенные клавиши компьютера, слушал через наушники необходимую ему информацию в озвученном варианте (программа Джоус).

— Есть и другая техника, — пояснила Айна, — допустим, для тех, кто учится, надо распечатать какой-то текст или присланное письмо. Наши читатели садятся, печатают текст на специальной клавиатуре, а чуть выше клавиатуры расположен так называемый ряд Брайля, на котором набираемый текст переводится в рельефно-точечную систему Брайля, затем набранный текст отправляется на принтер, из которого выходит картонный лист с текстом, отпечатанным по системе Брайля. Осталось только с помощью чутких пальцев прочитать его…

Учителя открывают… библиотеку

Есть и такая примета нынешнего времени — родители, чьи дети слабо видят или не видят вообще, не хотят мириться с тем, чтобы их малыши жили в затворничестве и вопреки всему и всем приводят их учиться в… обыкновенную школу. Например, в 11-ю основную, расположенную в микрорайоне химиков. Чтобы здесь могли учиться дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также незрячие, школьные учителя получали знания на специальных курсах.

— Про библиотеку для слепых мы впервые услышали от моего воспитанника, первоклассника Ванечки Муравьева, — рассказывает Валерия Валерьевна. — Сегодня я со своими коллегами, с помощниками, учителей, которые непосредственно опекают на уроках и вне их детей-инвалидов, плюс с преподавателем информатики пришла познакомиться с этой уникальной библиотекой, узнать о ее возможностях, найти пути сотрудничества. Ведь наши подопечные растут, значит ни сегодня завтра нам понадобится для них и специальная учебная да и иная, например, художественная литература, умение работать за компьютером.

Все это в широком ассортименте есть в библиотеке для слепых, Айна и ее помощница Татьяна охотно стали знакомить гостей с богатыми фондами библиотеки, свежими новинками периодики и методической литературы, возможностями компьютерной техники. И вскоре из завязавшейся оживленной беседы обеих сторон уже в который раз понимаешь, какую неоценимо большую роль в жизни незрячих людей играет библиотека — это далеко не простое хранилище всевозможных книг, а своеобразный центр овладения и распространения всего самого ценного, что накоплено в духовной культуре человечества.

Сын вырос среди книг

Все время возвращаюсь к беседе с Натальей Муравьевой. Пальцы ее быстро скользят по выпуклым брайлевским строкам, глаза устремлены мимо меня, но голос звучит бодро, уверенно:

— Когда я узнала, что Ванечка родился слабовидящим да еще и ослабленным физически — долго горевала, а потом все же решила — надо действовать, нельзя сидеть сложа руки! Я приходила в библиотеку вместе с детской коляской, сын спал тут, у книжных полок, а я читала, искала нужную информацию, методики, советы. И сегодня могу с уверенностью сказать: не надо надеяться, что у незрячего более разовьется слух, и он будет получать недостающую информацию через слух. Нет, само собой это не приходит, над этим надо работать, развивать и вкладывать в своего ребенка все больше и больше знаний и умений. Уже в четыре года я попыталась определить Ваню в детский вокальный ансамбль в Доме творчества “Яуниба”. Там отнеслись к нам со всем участием и, представьте, стали учить его музыке, ему рисуют огромного размера ноты и он по ним играет на фортепьяно! Сегодня мы шесть раз в неделю ходим на занятия по музыке, сын играет на инструменте и поет в ансамбле. И у него уже многое получается, педагоги его хвалят. И обычную, 11-ю основную школу он посещает с удовольствием, у него там есть друзья среди, вполне здоровых ребятишек… Он очень общителен, веселый и подвижный, хорошо успевает в школе, но я учу его читать и по Брайлю…

Неожиданно открылась дверь и к нам в читальный зал стремительно вбежал мальчик-крепыш, с открытой улыбкой на лице, он быстро протянул мне ладошку: “Давайте знакомиться. Я — Ваня, а вы кто?”

Татьяна Захарчук

05.03.2009 , 10:13

"Динабург Вести"


Написать комментарий