Возможно сокращение пенсий на сорок процентов

6 июня в Латвии состоятся выборы в муниципалитеты и Европарламент. Мы не будем утомлять российского читателя прогнозами возможной расстановки политических сил в местных органах самоуправления этой прибалтийской республики – все-таки масштаб не тот. Расскажем о другой интриге этих выборов.

Для начала отметим, что латвийская национальная валюта, лат, последнее время находится на грани девальвации. Вернее, он давно бы потерял искусственно поддерживаемый вес, если бы не получаемые государством кредиты МВФ, во многом идущие на поддержание стабильности этого самого лата.

Также заметим, что вначале латвийские власти угрозами уголовных репрессий пытались запретить даже общественную дискуссию по теме девальвации национальной валюты. Но не получилось – теперь эта тема стала одним из главных оселков споров политиков.

Оставим за скобками постоянные заверения латвийских властей, что девальвации не будет. Хотя и упомянем, что премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис и министр финансов Эйнар Репше на нее явно не настроены.

А вот теперь перейдем к сути интриги. Миссия МВФ, от которой во многом зависит выделение Латвии необходимых этой прибалтийской республике очередных траншей кредита, решила задержаться в Риге до 7 июня. С тем, чтобы на месте посмотреть на исход выборов.

В этой связи сделаем еще одно небольшое отступление. И упомянем, что взгляды представителей “Народной партии”, или попросту “народников” и членов “Нового времени”, или “репшистов”, по поводу возможности девальвации диаметрально расходятся. “Новое время”, членами которого и являются вышеупомянутые Домбровскис и Репше, выступает против снижения курса лата. А “народники” уже осознали неизбежность девальвации.

Так вот, миссия МВФ намерена выяснить, какова реальная поддержка “народников” и “репшистов”. И исходя из этого и принять решение о выделении очередных траншей. То есть если “Новое время” получит существенную электоральную поддержку, то это будет означать, что латвийский народ одобряет поддержание курса национальной валюты ценой урезания социальных статей бюджета. И тогда, Латвия получит очередные порции кредита. Но если “репшистов” постигнет провал, то очередных траншей на прежних условиях Латвии не видать.

Если “народники” победят хотя бы в значительном числе небольших муниципалитетов, то это даст им серьезные козыри в дальнейших переговорах с МВФ. А значит, и повысит уровень влияния на внутрилатвийской политической сцене. И вот тогда латвийские власти под влиянием “народников” наконец осуществят долгожданную девальвацию. Вернее, прекратят ей препятствовать.

Что ж, выбор за Латвией. Но хотелось бы отметить, что даже если победят “репшисты” и будет продолжена политика поддержания завышенного курса национальной валюты, правительство рано или поздно будет вынуждено пойти на выработку более отвечающего реалиям экономического курса. Ведь без девальвации Латвия не будет способна выполнять даже свои обязательства в области выплаты пенсий. Последние, по расчетам экономистов, придется сократить на сорок процентов. И это вряд ли с радостью воспримется населением.

Дмитрий Ермолаев, “Российские вести”


Написать комментарий