Юрис Пайдерс: Серая экономика амортизирует падение

Согласно данным центрального статистического управления, ВВП Латвии в первом квартале упало до среднего уровня 2004 года. Объем ВВП во втором квартале 2008 года (в ценах 2000 года) составил 2,08 млрд.латов. Если ВВП во втором квартале 2009 года снизился на 19,6%, это значит, что объем ВВП во втором квартале этого года (в ценах 2000 года) был 1,673 млрд.латов. Такой объем ВВП лишь ненамного превышает ВВП третьего квартала 2004 года. И дай Бог, чтобы экономика стабилизировалась на уровне 2004 года.

Многие читатели Neatkarīgā, говоря о все новых и новых статьях, которые анализируют изменения ВВП отмечают, что нельзя слепо верить данным статистики – серая экономика растет и процветает. ВВП – это лишь отображение легальной экономики.

Попробуем оценить общие изменения объемов продаж всех латвийских предприятий, учитывая оперативные данные по сбору НДС, которого согласно информации Госкассы в первые шесть месяцев этого года было собрано на 30% меньше, чем за тот же период прошлого года.

Однако ВВП отражает не только легальную экономику. ВВП оценивает в том числе и те товары и услуги, которые были произведены и потреблены в сером и нелегальном секторе. При общем 30 процентном легальном падении оборота предприятий (результаты сбора НДС), ЦСУ оценивает снижение ВВП на уровне 19%. Разницу между снижением легальной экономики на треть и общего экономического сокращения на пятую часть создает конверсия между легальной и серой экономиками. Если бы все работали только законно и не пытались выжить, частично перейдя в серую зону, то объемы падения государственной экономики были бы в районе 30 процентов, и это была бы катастрофа. Падение Латвии не такое большое потому, что серый сектор абсорбировал часть рабочей силы и создает значительную долю ВВП.

Поэтому намечая пути выздоровления экономики, важно понимать, что может спасти и амортизировать падение. Единственный разумный путь – не увеличение репрессий против малых предприятий в сером секторе, а реформа, вывод его из тени при помощи изменений в законах и правилах, позволяющих серому сектору работать легально, с минимальными требованиями по налогам, бухгалтерии и отчетности.

Поддержка малого бизнеса напрямую связана с монетарной политикой. Пока импорт дешевый, нет места для развития малого бизнеса, который мог бы его потеснить. В прошлом году ослепленное “валютным фондизмом” государство оправдывалось тем, что латвийскую экономику спасет стимулирование экспорта, однако латвийская политическая система так и не смогла сдвинуть с мертвой точки ни одной хоть мало-мальски серьезной программы. Развитие экспорта нужно было в качестве базы, чтобы Латвия могла расплатиться с международными кредиторами. Только вот мировые объемы экспорта в первом квартале этого года сократились на треть.

Кроме того Латвия все свои ресурсы и будущие доходы истратила на спасение одного единственного Parex banka, в который был вкачан почти миллиард латов. В свою очередь дефицит бюджета страны в первые семь месяцев этого года – 470 млн.латов. Если бы не Parex, у Латвии сейчас был бы избыток в размере почти 500 млн.латов и нам не потребовалась бы помощь Валютного фонда и мы не были бы обязаны выполнять его непонятные условия.

Во время глобального экспортного кризиса есть два способа стимулировать экономику. Первый – монетарная политика: удешевление своей валюты и экспорта и таким образом выезжать за счет своих соседей и других государств. Латвийским марионеткам это делать запрещено. Тогда остается второй способ – внутренний рынок. Государство, которое не может изменить свои монетарные инструменты может использовать стимулирующие мероприятия на внутреннем рынке. Пример тому – Германия. Она не может допечатать евро. Поэтому Германия на один год ввела 2500 евро компенсацию каждому, кто купит новое экологически чистое авто и отдаст на уничтожение свой старый автомобиль.

За полгода работы системы выкупа автомобилей, почти умершая автопромышленность возродилась и теперь дешевые модели немецких марок нельзя купить сразу – новый автомобиль порой приходится ждать по полгода.

В данный момент, пока продолжается внутренняя девальвация и не закончился глобальный кризис, единственный хоть сколь-нибудь понятный способ преодоления кризиса – стимуляция местного рынка.

Neatkarīgā rīta avīze, перевод Riga.Rosvesty


Написать комментарий