Латвийский бренд или «Рижская марка»?

Фото LETA
Фото LETA
Латвийские предприниматели приняли участие в крупнейшей продовольственной выставке "Продэкспо 2010" в Москве. Свою продукцию представляли 11 сельскохозяйственных компаний и семь предприятий, занимающихся переработкой рыбы. Приезжал министр земледелия Янис Дуклавс, который в интервью "Часу" рассказал о том, как обстоят дела с "Рижской маркой" в России.

В Москве у г-на Дуклавса было несколько ключевых встреч. С представителем федерального российского агентства рыбного хозяйства Андреем Крайневым они обсудили готовность латвийских поставщиков соответствовать новым техническим условиям (практически готовы – поскольку принятые нормы близки к ЕС). Кроме того, г-н Дуклавс пообщался с министром московского правительства Владимиром Малышковым, который сказал, что в России заинтересованы в оригинальной латышской продукции, отличающейся от того, что уже есть на рынке.

- В этот раз на “Продэкспо 2010” приехали наши компании, которые действительно занимаются экспортом, у которых есть понимание того, как это делать. Разумеется, не только Москва – конечный пункт нашего экспорта в Россию. Есть много предприятий, которые сотрудничают в приграничных районах. Если говорить об отраслях, то, конечно, это молоко, мясо, рыба. Мне кажется, что сегодня на выставке присутствовали все крупные производители рыбной продукции, у них отдельный стенд под названием Rоgas рprotes. Считаю, что это было правильно сделано. Правда, оговорюсь, что это не “Рижская марка”. Они стали объединяться под одну вывеску задолго до того, как возникла идея единого рижского бренда.

У производителей молока и мяса по-другому. У зерновиков экспорт в основном направлен на Европу, Африку и другие дальние страны. Молоко как сырье в Россию мы не экспортируем – тут это не разрешено, только продукты переработки. На выставке были представлены производители не только продуктов, которые покупатели видят на прилавках, но и составляющих, которые используется в кулинарии, выпечке и пр.

- Не возникает ли проблем с разными системами сертификации продукции в Латвии и в России?

- У нас многие производители получили российскую сертификацию. Каждое государство защищает свой рынок, а в России действительно требования даже выше, чем в Евросоюзе.

- Бренд “Рижская марка” еще не начал действовать?

- Да, и хотелось бы получить от Рижской думы ясность в этом вопросе – как это будет работать? Потому что сейчас мы много слышим: будет единый бренд! Но что это значит? Значок дадут или галстук? Сколько это будет стоить? За что нужно будет заплатить: за бренд, за логистику, за размещение в торговых точках? Может быть, производитель посчитает и скажет: спасибо, но у меня не такие большие прибыли, чтобы я мог себе позволить. Нужно разложить по полочкам и разъяснить предпринимателям условия участия в бренде.

- Как министерство земледелия может помочь предпринимателям?

- Министерство не приедет и не будет заключать договоры с российскими компаниями – это не наше дело. Мы можем встречаться с чиновниками, достигнуть соглашений, договоренностей, выдвинуть наши условия. Мы не можем договориться с магазином о цене попадания на полки. И наши предприниматели это понимают: они не спрашивают – почему нас тут не принимают?.. Они приходят с другими вопросами: вот в Европе нормы такие, а тут другие – помогите. Мы ведем переговоры, разъясняем, к примеру, что это национальный продукт и что там в составе нет ничего плохого. Взять, к примеру, шпроты – если мы меняем составляющие, то изменится и вкус. Он будет не такой, как мы любим. Это будут не рижские шпроты, а какие-то другие.

- Как известно, огромная проблема для наших – попасть в московские сети со своей продукцией.

- Мы стараемся пробить стену с помощью Московской думы. Нужно, чтобы руководство сетей было готово встречаться и обсуждать возможное сотрудничество с нашими поставщиками продукции. Ведь даже попасть к директору сети супермаркета – огромная проблема, два года на прием не попадешь. С маленьким поставщиком не будут разговаривать, это невозможно. В лучшем случае с вами поговорит менеджер. Сколько у вас? Тонны нет? Неинтересно!

Другое дело, если бы, например, в супермаркете появился латвийский уголок, где была бы собрана все наша продукция. Конечно, за это надо будет платить. И сейчас мы тоже ведем такие переговоры – и с руководителем департамента потребительских услуг Москвы Малышковым. Опять-таки, мы не обсуждаем, сколько стоит. Наше дело – достигнуть принципиальной договоренности. Сейчас, можно сказать, параллельно происходит продвижение латвийского товара и рижского. Думаю, что если “Рижская марка” будет хорошо спозиционирована, то будет хорошо работать.


Написать комментарий