В Елгаве построят молокозавод: кто точно выиграет от появления предприятия? 1

Служба поддержки села (СПС) дала зеленый свет строительству нового молокозавода в Елгаве. Впервые крупное предприятие будет полностью принадлежать крестьянским кооперативам. Станет ли после этого молочная продукция дешевле в магазинах? Почему вокруг будущего строительства кипят настоящие войны? Газета "Вести Сегодня" попыталась разобраться.

ля создания нового молокозавода еще в прошлом году тремя кооперативами — Trikāta KS, DzEse и Piena partneri было создано совместное предприятие Latvijas piens. Кооперативы представляют более 600 молочных хозяйств. Главным продуктом нового завода должен стать сыр. Еще будут выпускать концентрированное молоко — индустриальный продукт для других предприятий. Мощность новой молочки — переработка 250–300 тонн молока в день. Стоимость проекта, который осуществляется при софинансировании ЕС, 10,4 миллиона латов.

Еще несколько лет назад фермеры на тракторах приезжали в Ригу с протестами. На днях, после того как проекту дали добро, пришли к сейму со словам благодарности в адрес премьера.

— Мы ощутили реальную поддержку от премьера, — объясняет "Вести Сегодня" глава латвийской ассоциации сельхозкооперативов Индулис Янсонс. — Государство не только помогло реализовать этот проект, но и дает под кредиты государственные гарантии. А у 600 молочных хозяйств не будет проблем со сбытом молока. Завод на сто процентов будет принадлежать крестьянам.

А что выиграют горожане, потребители, идущие в магазины? Будет ли дешевле продукция предприятия, чем у конкурентов?

— Вряд ли. Хотя вам лучше поинтересоваться мнением других членов Latvijas piens.

— На цену влияют разные тенденции, в том числе на мировых рынках, но, сомневаюсь, что наши продукты будут дешевле, чем у других производителей, — сообщил "Вести Сегодня" директор молочного кооператива Trikāta KS Улдис Раймонд Фрейманис.

По его словам, сейчас ведется согласование сроков строительства. Завод планируется строить в две очереди –вторая будет завершена к концу лета 2012 года.

Между тем у Латвийского союза молокопереработчиков, объединяющего 38 предприятий, много вопросов к заводу. Один из основных — финансирование.

— Это небывалый случай в истории молочной отрасли, когда проект получает государственные гарантии, — рассказывает "Вести Сегодня" глава Латвийского союза молокопереработчиков Янис Шолкс. — А это значит, что если предприятие окажется неплатежеспособным, то возвращать банковский кредит придется государству — то бишь налогоплательщикам.

Выясняется, что софинансирование ЕС в данном проекте составляет около 3 миллионов латов, больше 1 миллиона вкладывают сами кооперативы и около 6 миллионов — банковские кредиты.

По словам Шолкса, не обошлось без лоббирования проекта со стороны помощника премьера по сельскому хозяйству Яниса Криеварса. Он — председатель правления кооператива Trikatas KS. Шолкс говорит, что еще в прошлом году все молочные предприятия Латвии могли рассчитывать на получение от ЕС миллионых сумм на внедрение проектов с высокой добавочной стоимостью. Однако в сентябре в правила Кабинета министров были неожиданно внесены изменения, что позволило получить проекту нового завода особый статус.

Кооператоры считают, что противники боятся конкурентов. По словам Фрейманиса, они еще раньше были против объединения фермеров, против мощных молочных кооперативов. У Шолкса свои аргументы.

— О каком усилении конкуренции можно говорить, если по своей мощности новый завод не войдет даже в тройку крупнейших молочных предприятий страны. Он не сможет повлиять на цену продуктов на рынке. Да и много ли этих продуктов появится в магазине? Только сыр.

Резко против нового завода выступает и глава предприятия Preiļu siers Язеп Шнепстс. Кооператоры обещали даже подать на него в суд.

— Я не против кооперации, а против того, как проводится она в Латвии, — разъясняет он. — На первом этапе — в 1990–х — согласно Закону о приватизации, все молочные перерабатывающие заводы были отданы крестьянам и кооперативам и лишь 10 процентов — работающим на них. Что из этого вышло? Ничего! На втором этапе колхозы преобразовали в паевые общества, а потом — в кооперативы, которые без аукциона получили в собственность по балансовой цене котельные, мастерские, технику и т. д. Что осталось от этого? Ничего, даже металлолома. Сейчас мы наблюдаем за третьим этапом кооперативной волны, когда пытаются помогать только отдельным производственным группам — кооперативам.

По словам собеседника, в Западной Европе кооперативное движение складывалось еще до войны. На каждом историческом этапе экономика может развиваться только в определенных предпринимательских формах. Можно пытаться оживить этот процесс с помощью бюджетных денег, как у нас, но экономике это ничего не даст, считает он. Удивляет Шнепста и планируемая мощность нового завода.

— Наш Preiļu siers в 2,5 раза мощнее. Если в Латвии и надо строить новый завод, то его мощность должна быть 1500 тонн в день. Тогда был бы смысл, и он мог бы быть конкурентоспособным и на местном рынке, и за рубежом.

Кто точно выиграет от появления нового предприятия — 600 крестьян, членов новых кооперативов. Они смогут стабильно получать хорошие суммы за сдаваемое молоко. Так же, как, например, и сегодня их получают фермеры кооператива Страупе — там самые высокие закупочные цены молока по стране. А в том же Прейльском районе на “Трикате” земниекам еще не так давно платили сущие сантимы. Правда, доступ к новому рынку сбыта получат 600 фермерских хозяйств, а всего их в Латвии 10 800. Может быть, для остальных тоже построят по заводу?


Написать комментарий

Может кто то объяснит, что произошло со всеми молочными комбинатами,которые были во всех регионах ,если теперь такая необходимость строить новые?