Верните наши имена!

Вот уже второй год врач-психотерапевт Руслан Панкратов борется за право написания в паспорте своих оригинальных имени и фамилии. Все инстанции латышской судебной власти поочередно отказывают ему в этом, оставляя его Руслансом Панкратовсом. Отстаивая свои права, Руслан намерен дойти до Страсбура.

Врач-психотерапевт Руслан Панкратов намерен обратиться в Страсбурский суд

Вчера в культурно-образовательном центре «Неллия» состоялось оглашение решения департамента административных дел сената Верховного суда Латвии по заявлению Руслана Панкратова, обжаловавшего действия Управления департамента гражданства и миграции МВД ЛР по правописанию своего имени и фамилии в латвийском паспорте в оригинальной, исторической форме.

Эта инстанция высшая, дальше ее в Латвии правду искать негде. Следующая юридическая остановка – Страсбур, и это радует Руслана.

Все очень просто, – объясняет врач-психотерапевт. – Сложившаяся практика латвийских судов носит системный характер, направленный на принудительную ассимиляцию русскоязычного населения, и не оставляет никаких шансов на то, что наши нарушенные права человека и основные свободы в Латвии могут быть восстановлены без вмешательства международных судебных инстанций.

Отказ Верховного суда не стал для меня новостью, просто наконец я дождался возможности обратиться с этим вопросом в Европейский суд по правам человека. Именно здесь и планируется главное сражение.

Зачем Руслану нужен Страсбур?

Руслан, как и все его тезки, проживающие в Латвии, получив паспорт, стал Руслансом. Сначала он, как и все, не обратил на это внимания. Действительно, какая разница, что там написано в паспорте? Друзья и близкие ведь не называют тебя паспортным именем, тем более в английской транскрипции!

Но за границей Руслан столкнулся с постоянной путаницей. Делая российскую визу, он с удивлением узнал, что и в русской транскрипции он теперь Русланс Панкратовс. На конгрессе психиатров в Венгрии ему задали вопрос: один ли он будет выступать, или их, Русланов Панкратовых, несколько? Ведь по логике английского языка окончание «с» – свидетельство множественности. Дальше – больше.

На его визитных карточках стоит одно имя, во всех документах – другое. А когда Руслан захотел вернуть себе свою исконную, доставшуюся от предков фамилию, то не смог.

Сменить фамилию Панкратовс на Ивановс я могу легко, – рассказывает «Часу» Руслан. – Нужно только заплатить 40 латов. А вот убрать осточертевшее «с» с конца фамилии нельзя. Потому что по закону все фамилии должны соответствовать логике латышского языка. Во многих случаях искажается не только форма написания, но и смысл фамилии. Так, Щукин становится Сукинс, Шишкин – Сискинс, а Пышкин – Пискинс. Не лучше дело обстоит и с именами – Марк становится Марксом (хорошо еще приставку Карл не пишут), Филипп и Семен становятся Филипсом и Сименсом (ну прямо видеомагнитофоны какие-то!), а Елена и Екатерина – Джеленэ и Джекатенэ. Людям это фривольное обращение с именами и фамилиями не нравится, но государству на людское недовольство плевать.

Государство против человека

С точки зрения государства, искаженное правописание имени и фамилии является соизмеримым вмешательством в личную жизнь, имеющим легитимную цель защиты прав других граждан Латвии на свободное использование латышского языка на всей территории Латвии. А с точки зрения Руслана и его последователей, это грубо нарушает право на национальную и этническую идентификацию и нормы международного права.

Право на национальную идентификацию гарантировано 8-й статьей Европейского кодекса прав человека, 17-й статьей Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующей право на неприкосновенность личной жизни частью 1 статьи 11Рамочной конвенции о защите нацменьшинств, – объясняет Руслан. – Таким образом, суд нарушил требование статьи 6 часть 1 Европейского кодекса прав человека.

Руслан организовал общественное движение «Верните наши имена!». На сегодняшний день оно объединяет более двух с половиной тысяч единомышленников. И если Руслан отстоит свою правоту в Страсбуре, то его дело будет прецедентным, его примеру уже готовы последовать тысячи людей.

Хронология

1. 4 марта 2004 года: отказ ДГИ о написании имени и фамилии в оригинальной форме.

2. 13 декабря 2004 года : жалоба на действия ДГИ рассматривался в Административном районном суде.

3. 2 марта 2006 года : решение об отказе в удовлетворении жалобы на действия УДГМ в апелляционном порядке рассматривалось в Административном окружном суде.

4. 17 августа 2006: оглашение решения Департамента Административных дел сената Верховного суда Латвии

5. Ближайшее время Подача иска в Европейский суд по правам человека в Страсбуре.


Написать комментарий