Лато Лапса: «Разговоры журналистки – не личное дело»

Прослушивание или чтение записей чужих телефонных разговоров становится в Латвии весьма популярным занятием. Озвученные Латвийским телевидением записи телефонных разговоров одних политиков, связанные с избранием мэра Юрмалы, плавно продолжила публикация телефонных разговоров других политиков по поводу финансовой проверки на Резекненском мясокомбинате. А кульминацией «телефоногейтов» стало предание гласности разговоров популярной тележурналистки.

Эти последние записи появились в том числе и на интернет-портале neliesi.lv (что в переводе на русский означает «негодяи.lv»). А разместил их там известный в Латвии журналист Лато Лапса. «Час» попросил Лато Лапсу ответить на несколько вопросов.

- Лато, зачем вы разместили в интернете записи телефонных разговоров коллеги-журналистки?

- Содержание этих разговоров ни в коей мере не является личным делом. Наоборот, общество должно узнать содержание этих разговоров, чтобы понять, как делаются дела на Латвийском общественном телевидении.

Это не личный разговор журналистки, если не считать пояснений, как правильно накручивать сомнительное устройство для курения… Слушая эти разговоры, начинаешь понимать, что некие люди, имена которых не называются, но которые легко можно угадать, заказывают сюжеты. Они проводят подробный инструктаж: какие вопросы задавать, как и кого загнать в угол. Четко видно, что лица, которые, вполне возможно, являются представителями общественного телевидения, действуют то ли как торговые агенты, предлагающие любому желающему купить авторские права на чужие интервью, то ли как юридическая консультация, давая советы, как правильно написать заявление в официальную структуру, чтобы кому-то была выгода от этого, а кому-то наоборот. И все утверждения, что это личные разговоры, на мой взгляд, являются полной чушью. Но на чем я настаиваю категорически, так это на том, что мы не знаем наверняка, чьи это разговоры.

- Комментируя на «Делфи» публикацию этих разговоров, кто-то философски заметил, что настоящая журналистка должна быть немножко стервой. Как бы вы определили для себя границы необходимой «профессиональной стервозности»?

- Эта черта характера для журналиста, работающего в общественно-политической сфере, очень важна. Журналист может позволить себе почти любые методы для получения информации. Но он должен находиться на некотором расстоянии от этих источников, соблюдать дистанцию. Журналист может быть немножко противником любых источников, но он не может быть их другом и советником – он не может переходить на другую сторону. Журналист не может начинать давать советы своему источнику, как ему правильно разобраться с противником.

- А не кажется ли вам, что если бы не было «юрмалагейта», не было бы и второго скандала с публикацией телефонных разговоров? И что представители Латвийского телевидения сами вызвали джинна из бутылки?

- С одной стороны, источником для «юрмалагейта» стали материалы, официально переданные в суд. Правда, попутно были озвучены разговоры людей, не связанных с этим делом, – не повезло им. После «юрмалагейта» все поняли, что Латвийское общественное телевидение принимает такие материалы. И что их можно использовать – с разными целями. Не прошло и нескольких месяцев, как, похоже, «доктор», предавший гласности юрмальские разговоры, узнал вкус собственной пилюли… И тогда вдруг оказалось, что предавать гласности одни разговоры – это правильно и хорошо, а другие – неправильно и плохо.

И если опубликованные в средствах массовой информации записи действительно являются записями телефонных разговоров журналистки телевидения Илзе Яуналксне с представителями правоохранительных органов, то они показывают, как решаются некоторые вопросы. В этом случае польза от публикации этих разговоров для общества выше прав личности.

Мне как представителю четвертой власти очень неприятно это говорить, но должны быть четкие критерии, что можно и что нельзя. И данный случай показал – то, что четвертая власть постоянно борется против зла, не дает ей особых прав. Есть некие правила, одинаковые для всех.

- И каков ваш прогноз? Публикация телефонных разговоров в Латвии продолжится?

- Если инструмент есть, он будет работать. Если есть аппаратура, она будет использоваться. Думаю, что ситуация будет развиваться так, как она обычно развивается в нашей стране – пока гром не грянет по-настоящему, никто и не думает решать проблему… Но вот гром грянул громче некуда, и люди засуетились. Будем ждать, к чему это приведет. Пока совершенно очевидно, что прослушка была, и что записи уплыли из сейфов госструктур. Если выяснится, с чьей помощью, это будет хорошо.

И еще: я надеюсь, что следствием этого скандала станет то, что в дальнейшем санкции на прослушку будут даваться не так легко, как сейчас, а с добавочным контрольным механизмом. Можно сказать, что уже сегодня ситуация изменилась к лучшему: пять лет назад и санкции судьи на прослушку не нужно было, вполне хватало санкции прокурора.

- А если мы попытаемся оценить телевизионный «телефоногейт» с точки зрения грядущих выборов?

- Это самая распространенная точка зрения, что публикация записей связана с выборами. Но я так не считаю. Все было понятно, если бы эти разговоры свидетельствовали, что общественное телевидение тесно сотрудничает с какой-то одной партией. Но этого нет – да, там присутствует «Новое время», но толкований этих разговоров может быть несколько. В принципе эти записи не валят наповал ни одну из политических партий. Да, эти записи очень неприятны для некоторых представителей госструктур и некоторых представителей общественного ТВ. Но зачем таким способом воздействовать на одного-двух журналистов?

- Получается, что кто-то просчитался?

- Всегда надо учитывать фактор случайности, тупого недоразумения и другие… Не вижу в случившемся ясного умысла и расчета. В данный момент госпоже журналистке плохо и неприятно, некоторым политикам немножко неприятно. Кажется, что больше всех пострадал генеральный прокурор, которого я лично очень уважаю…

- Если попытаться искать в случившемся позитив, то он, безусловно, связан с тем, что люди, опасаясь о чем-то серьезном говорить по телефону, начинают лично встречаться друг с другом…

- Это так. А еще развивается эзопов язык. Что способствуют развитию творческой фантазии!

- А вы не опасаетесь, что в интернете появится чей-нибудь сайт с записями ваших телефонных разговоров?

- Если я публикую чьи-то разговоры, то я должен четко понимать, что и у других есть моральное право публиковать мои разговоры. Я считаюсь с этой возможностью. И хорошо понимаю, что от этого я могу только потерять, ибо выигрывать там нечего… Как и любому человеку, разговор которого попадает в публичное пространство, мне будет очень неприятно. Но я сделал то, что считал правильным, а что из этого получится, посмотрим…


Написать комментарий