Ингрида Удре: «Оппозиция должна занять достойное место»

Завершаются полномочия VIII Сейма. Что удалось сделать, что осталось нереализованным - об этом размышляет спикер парламента Ингрида Удре.

Что за кадром

- VIII Сейм останется в истории тем, что при нем Латвия вступила в Европейский союз и НАТО. Мы приняли закон о выборах в Европарламент, и девять наших депутатов там работают. Я отдаю должное тем, кто работал на вхождение нашей страны в авторитетные сообщества, но последнее слово сказал Сейм.

Важны и законы о государственном бюджете, каждый из которых лучше предыдущего. Мы грамотнее перераспределяли деньги, увеличивали инвестиции, больше направляли самоуправлениям и на социальные программы. Денег в казне меньше, чем хотелось бы, но мы делали многое для развития государства и улучшения жизни людей. О плюсах нашей работы говорят выборы – народ доверил нам продолжать начатое.

Если говорить о минусах… Не удалось переломить нашу не лучшую «традицию», что я очень хотела сделать как председатель Сейма – больше сотрудничать с оппозицией. Это очень важно, потому что два правительства из трех – правительства меньшинства.

В парламентах многих стран оппозиция занимает достойное место. Депутаты от оппозиции руководят, скажем, ревизионной комиссией или комиссией по надзору и борьбе с коррупцией. В некоторых парламентах оппозиционеры избираются в руководящие органы. Нельзя отвергать предложения лишь потому, что они исходят от оппозиции, которая в нашем парламенте представляет четверть населения страны. Это будет забота IX Cейма – демократизировать работу парламента.

Горячие, даже яростные дебаты были по проблемам образования, языка, гражданства, а вот по экономическим вопросам дебатов почти не было. Это означает, что и стоящие на крайних флангах партии поддерживают не только экономический курс страны, но и конкретные шаги правительства.

- А недавнее социсследование показывает, что доверие избирателей к Сейму падает – от 37 процентов в 2003 году до 26 в этом. Выходит, депутаты не оправдали надежды избирателей?

- Меня не шокируют эти показатели. О решенном вопросе люди судят лишь по тому, насколько он касается его лично, а не о значении для государства. Люди не видят работы комиссий, ее не показывает телевидение. На пленарных заседаниях мы принимаем окончательные решения по подготовленным в комиссиях вопросам, которые обсуждались на всех уровнях, в том числе и с избирателями. В репортажах же из Сейма люди видят лишь, как депутат читает газету или зевает. Слышат и не всегда корректные дебаты, а то и оскорбительные выпады. Вот и создается впечатление о Сейме как о сборище говорунов.

Многие не понимают разделения полномочий Сейма и правительства. Парламент – законодатель, а большее влияние на жизнь людей оказывает исполнительная власть. Большинство касающихся человека проблем решается в правительстве, а его заседания не всегда открыты. И потому во всем, что случилось или не случилось в государстве, зачастую обвиняется парламент.

Есть успехи

- За время работы этого Сейма президент завернула 18 законодательных актов. Это ваши проколы…

- Почему проколы? Это нормальный процесс законотворчества. Президент имеет свой взгляд на вопрос, не всегда совпадающий с парламентским. И если предъявлены веские аргументы, переубеждающие депутатов, принимается другое решение.

С правовой точки зрения законопроекты отрабатываются очень тщательно. В парламенте сильное юридическое бюро, у нас работает один из лучших юристов по конституционному праву. Мы сотрудничаем с негосударственным сектором и с экспертами, все вопросы обсуждаем с ними. Да, приходится принимать и политические решения, потому что в Сейме представлены партии с противоположными позициями. Так что столкновения взглядов неизбежны.

- После одного из недавних столкновений президент не удержалась от реплики, что в Сейме слишком много «клоунов»…

- Этих депутатов избрал народ. Пусть же остается на совести тех, кто как называет того или иного человека. И еще – эти же депутаты формируют правительство, а также президента.

- Четыре года назад вы жестко критиковали экономическую деятельность правительства. Вы и сейчас настроены столь же критично?

- При всем критичном настрое я признаю, что экономическое положение страны намного лучше и стабильнее. Строже стал надзор над банковской системой, к ней выросло доверие. Рост экономики очевиден. Мы уже лучше используем средства европейских фондов. Рабочие места создаются, безработица сокращается и социальная политика за последние четыре года стала более осмысленной. Хотя и понемногу, но повышаются пенсии, компенсации и доплаты, проводится и индексация.

- А народ уезжает. Для вас стало неожиданностью, что вступление в ЕС повлечет массовый отток?

- Нет. Наша партия довольно критически относилась к вступлению в ЕС. Мы не были евроскептиками, но указывали на негативные стороны. Отъезд жителей был прогнозируем потому, что человек всегда ищет где лучше.

Но, по последним данным, большая часть жителей уже не хочет покидать Латвию, только два процента хотели бы сделать карьеру за рубежом. Заметьте, уже не социальные блага привлекают, а возможности карьерного роста.

Миграция – нормальный процесс. Из той же Ирландии еще 15 лет назад половина жителей уехали в поисках работы, а сейчас они возвращаются. И у нас люди работают за границей, присылают сюда деньги, покупают здесь квартиры, вкладывают деньги в обучение детей. Там они получают квалификацию, изучают язык, живут и работают рядом с людьми из других стран. Это идет на благо нашему государству. С развитием нашей экономики они будут возвращаться. Уже сейчас строители задумываются, ехать ли в Ирландию или здесь зарабатывать такие же деньги, но меньше платить, скажем, за жилье.

Есть и такой момент. ЕС неодинаково относится к государствам. Скажем, субсидий в сельское хозяйство мы получаем лишь 40 процентов от тех, что получают Франция, Греция или та же Ирландия. Если бы мы получали полноценные субсидии, то и наши бы люди не уезжали, и к нам бы приезжали.

Не все в наших руках

- А как увязать данные Алексию II заверения в признании православного Рождества праздничным днем с отказом парламента признать его таковым?

- Заверения были высказаны хоть и официальными лицами, но в частных разговорах. Другое дело, если бы исходили они от парламента. Я православная и, безусловно, за этот праздник. Наша фракция выступала за его включение в список праздничных и отмечаемых дней, потому что нельзя игнорировать чаяния 350 тысяч православных жителей Латвии. Предложение по изменению в законе было представлено списком – кроме православного Рождества, в нем значился и День Мары, и неоднозначно трактуемое 8 Марта. Я говорила, что этот день надо отмечать – это международный день, отмечаемый во многих странах, он совершенно не связан с советской системой. Увы, большинство парламента не вняло. Голосование же шло по всему списку. И отклонив Женский день, отклонили и православное Рождество, и День Мары.

- Однако во время парламентских каникул правительство воспользовалось ст. 81 Сатверсме и включило День Мары в список отмечаемых дат. Бог даст, новый Кабинет поступит так же и с православным Рождеством, и тогда будет убрано еще одно препятствие на пути к интегрированному обществу. Кстати, исследование Балтийского института социальных наук констатирует, что резкие выступления депутатов совсем не способствуют интеграции, но не получают острастки.

- Депутаты высказывают свое мнение, которое, согласна, не всегда бывает приятно или корректно по отношению к части общества. Мне приходится делать замечания. Был случай, когда депутата исключили на шесть пленарных заседаний. Однажды парламент не согласился с моим предложением о наказании за, как мне казалось, нетактичные высказывания. Решение принимают депутаты, я могу лишь предлагать.

- За свои предложения вы не раз попадали под огонь критики. Два года назад общество «Делна» обрушилось на вас за то, что вы не пустили на трибуну нарушившего регламент депутата от «Нового времени», совсем недавно то же «Новое время» обвинило вас в симпатии к коммунистическому Китаю за предложение ликвидировать группы поддержки Тибета, Тайваня и Чечни. Как переносите критику?

- Я – государственный человек и должна на работе руководствоваться законом, а там обиды не оговорены.


Написать комментарий