Пределы возможного

Недавние выборы в Сейм и их неожиданные итоги на русском фланге вызвали бурю обсуждений в СМИ. Между тем остался незамеченным другой повод к дискуссиям: выборы были юбилейные, десятые с момента независимости - включая пять парламентских, четыре местных и одни европейские. Важнее, вероятно, проанализировать некоторые тенденции, повторявшиеся все десять раз.

Какие тенденции обнаруживают парламентские выборы?

Чего никогда не будет

Перед каждыми выборами каждая из партий, представляющая русскоязычных латвийцев, ставит перед собой следующие задачи.

1. Чтобы выполнить нашу программу, мы обязательно должны войти во власть – хватит отсиживаться в оппозиции!

2. Чтобы решить задачу (1), надо стать общенациональной партией и привлечь на свою сторону латышей, ибо мы знаем светлый путь для всей страны в целом.

«Если задачи (1 и 2) окажутся невыполненными, нас ждет катастрофа: народ не любит неудачников и избиратель от нас отвернется раз и навсегда», – так партийные вожди наставляют свою паству.

На самом же деле раз за разом первые два пункта не выполняются, но роковых последствий нет как нет. Почему?

Любое правило легче понимается, если мы изучим исключения. В латвийской истории пункт первый удалось реализовать лишь однажды – в Рижской думе образца 2001 года (некоторые случаи в Латгалии или мелких местечках, где одинокий русский депутат подпирает власть, следует вынести за скобки – те самоуправления политических задач не решают).

А в упомянутой Рижской думе ситуация была очень забавной. Депутаты правящей коалиции – в том числе ваш покорный слуга – раз за разом подавали заявки на антиправительственные митинги. А избранный их голосами исполнительный директор эти заявки отклонял, после чего муниципальная полиция смело задерживала свое непосредственное начальство – незаконопослушных отцов города.

Помним мы и результаты этого трагикомичного хождения во власть: несмотря на прекрасные итоги хозяйственной деятельности думы, правящие социал-демократы оказались отвергнуты своим избирателем, проигрывая все выборы подряд. А ЗаПЧЕЛ не удалось провернуть ни одного пункта своей программы, если он только не совпадал с программой ЛСДРП. Даже улица Дудаева никуда не делась.

Сегодня ясно, что произошло. Любая латышская партия, вступив в союз с инородцами, подвергается жестокой атаке латышской оппозиции и становится политическим самоубийцей. Хуже того, с уже накинутой на шею петлей она стремится оправдаться перед избирателем, делая своего партнера еще более бесправным, чем он был в качестве оппозиционера. А партнеру деваться некуда – кое-какие людишки по теплым местам расставлены.

«Русские своих не бросают» – такой, кажется, был у нас лозунг? Вот и приходится бросать на произвол судьбы программные установки…

Что будет всегда

Полный текст статьи&


Написать комментарий