Брюссель затормозил латвийскую промышленность

Европейская комиссия на 57% срезала латвийские квоты на выброс углекислого газа. Это во многом несправедливое решение может создать дополнительный повод для роста тарифов на электроэнергию и отопление, а также существенно ограничить планы по расширению ряда производств на территории Латвии или форсировать перенос промышленных мощностей из Латвии в страны, не входящие в Евросоюз. В деньгах потери Латвии составят 176 млн. EUR при нынешней биржевой цене 8 EUR/т или 660 млн. EUR (!) при прошлогодней цене в 30 EUR/т.

Киотский протокол в действии

Как известно, в конце прошлого года в Латвии наконец начала действовать так называемая схема торговли выбросами (Emission Trading Scheme, ETS). В общих чертах она представляет собой разработанный Евросоюзом механизм (цель его существования — выполнение требований Киотского протокола по выбросам парниковых газов в атмосферу), который позволяет компаниям и физическим лицам покупать и продавать разрешения (квоты) на выброс вызывающего парниковый эффект углекислого газа.

Прошедшим определенную процедуру предприятиям квоты выдаются бесплатно, но они имеют рыночную цену. Каждая страна (в соответствии с разработанными ЕС процедурами) определяет, каким предприятиям и сколько квот выдать, собирает эту информацию в так называемый национальный план распределения квот, который должен быть утвержден правительством, а затем Еврокомиссией. Первый, “экспериментальный”, этап ETS действует с 2005 по 2007 год, латвийский национальный план на этот период уже давно одобрен Брюсселем и в данный момент работает на практике.
ЕС: вы и на это не наработали

Следующий этап — с 2008 по 2012 год. Латвия, как и многие другие европейские страны, в этом году подала Еврокомиссии свой план распределения квот на указанный период. Всего на 5 лет Латвия запросила 38,5 млн. квот (одна квота эквивалентна одной тонне CO2).

Вчера Еврокомиссия опубликовала свое решение относительно нашего плана, а также планов еще 9 стран ЕС. Из него следует, что Латвия обязана снизить объем назначенных нашим предприятиям на 2008—2012 годы квот на 57% — в среднем с 7,7 миллиона до 3,3 млн. т в год.

Это неожиданно резкое и очень болезненное снижение, которое означает, что в будущем многим латвийским компаниям придется докупать квоты по рыночным ценам, что значительно повысит их издержки и весьма непредсказуемо отразится на экономике Латвии, поскольку речь идет о крупных энергетических (Latvenergo, Rīgas siltums и т.п.) и промышленных компаниях (в основном производителях стройматериалов).

Все в суд!

Как пояснила Телеграфу пресс-секретарь еврокомиссара по окружающей среде (его ведомство и приняло указанное решение) Барбара Хелфферич, добиться пересмотра решения относительно выделенных Латвии квот (например, сделать снижение не таким резким) можно только через Люксембургский суд юстиции (этот судебный орган рассматривает споры между странами и организациями ЕС).

По словам Барбары Хелфферич, латвийские власти теперь в соответствии с решением ЕК обязаны пересмотреть план распределения квот и снизить объемы, предназначенные для отдельных компаний, а в идеале — предоставить Еврокомиссии исправленный план до 31 декабря 2006 года. Иными словами, это означает, что добиться пересмотра данного решения в какие-то реальные сроки практически невероятно, поскольку тяжбы в Люксембургском суде тянутся очень долго.

Несмотря на это, директор департамента климата и возобновляемых ресурсов Министерства среды ЛР Валдис Бистерс упорно доказывал Телеграфу, что данное решение Еврокомиссии еще не окончательное и по поводу столь резкого снижения латвийские власти будут вести с Брюсселем дискуссию, чтобы прийти к некоему компромиссу.

Эвакуация производств

По словам члена правления специализирующейся на купле-продаже квот на CO2 в странах Балтии фирмы Vidzeme Eko Микуса Вилсонса, такое решение Еврокомиссии дает весьма противоречивый сигнал и многим промышленным предприятиям Латвии, которые включены в ETS.

Эксперт пояснил Телеграфу, что многие компании, которые на протяжении нескольких лет вкладывали большие средства в модернизацию производства и энергоэффективность, полностью потеряют интерес к продолжению этого процесса, поскольку вместо излишков квот, которые можно было бы продать и компенсировать вложения, у них снова образуется чуть ли не их недостаток.

По его словам, данное решение Еврокомиссии ставит под вопрос их планы существенно наращивать объемы производства. Микус Вилсонс даже не исключает, что какие-то компании будут вынуждены перенести производство из Латвии в какую-либо из стран, не входящую в ЕС.

За примерами далеко ходить не надо. Из 38,5 млн. т, заложенных в наш национальный план, около 45% зарезервировано под введение новых мощностей. Среди них числится и угольная электростанция в Вентспилсе, и расширение латвийского производства CEMEX (один из крупнейших в мире производителей цемента и бетона). Если квоты придется урезать на 57%, то о реализации данных проектов, видимо, придется забыть.

Оказались крайними

Стоит заметить, что Еврокомиссия решила “срезать” квоты на 2008—2012 годы не только для Латвии, но и еще для 8 стран ЕС: Германии, Греции, Ирландии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Словакии и Швеции. На Латвию почему-то пришлось самое большое снижение — на 57% от предложенного страной объема.

Отметим, что в последнее время рыночная цена квот на выброс значительно упала. К примеру, вчера биржевая цена европейской квоты на тонну CO2 составила 8 EUR, тогда как до весны прошлого года она пару раз зашкаливала за 30 EUR. Вот Брюссель и предпринял сокращение квот, кстати, намного более существенное, нежели ожидали эксперты.

Шаг, в принципе, логичный. Обидно другое — для Латвии эти квоты были снижены слишком сильно. Для сравнения: для Германии ежегодные разрешенные выбросы Брюссель снизил с 482 млн. т CO2 в год до 453 млн. т. Почему нельзя забрать у Германии чуть больше квот и благодаря этому — у Латвии намного меньше? Однако Брюссель заставляет Латвию снижать выбросы так, как будто мы являемся развитой индустриальной европейской страной. При этом существенно ограничивая потенциал развития нашей экономики.

Ждите роста тарифов

Андрис СИКСНИС, пресс-секретарь энергокомпании Latvenergo:

— Данное решение Еврокомиссии стало шоком для специалистов предприятия, занимающихся вопросами окружающей среды. Если решение Брюсселя вступит в силу в объявленной форме, то Latvenergo может из продавца квот превратиться в покупателя со всеми вытекающими последствиями. Это означает, что Latvenergo, возможно, будет вынуждено закупать квоты по рыночной цене, а связанные с этим расходы будут перенесены на конечных потребителей. Что повлечет рост тарифов. То же самое, кстати, касается и других отопительных предприятий Латвии.


Написать комментарий