«Медицина остается золушкой»

Добровольная отставка министра здравоохранения Гундарса Берзиньша вызвала явное недоумение в обществе: он был назначен на этот пост всего лишь несколько месяцев назад. Несмотря на ссылку на нездоровье, многие усмотрели причины отставки в недавнем конфликте министра с бывшим директором больницы Страдыня Марисом Плявиньшем. С ним сегодня и беседует «Час».

Так считает бывший директор больницы Страдыня Марис Плявиньш

- Не повлияло ли на заявление об отставке министра здравоохранения «дело больницы Страдыня», ваше увольнение и судебный процесс по «иску чести»?

- В какой-то степени, может быть… В любом случае, причины его добровольной отставки явно не болезнь: Гундарс Берзиньш не в том возрасте, когда уходят из большой политики по здоровью. Еще летом, когда министерство затеяло эту историю с больничной кухней, Берзиньш имел неосторожность сказать, что «если он окажется не прав, то пойдет пасти коров». Судя по нынешнему намерению посвятить себя крестьянскому хозяйству, он сдержал обещание, признав таким образом свою неправоту.

- И все же, чтобы расстаться с престижной должностью, на которую его повторно утвердили всего несколько месяцев назад, нужны очень веские причины.

- Думаю, истинные причины кроются в его личных отношениях с руководством партии. Ведь он ушел не только с должности, но и из большой политики.

Что-то для улучшения здраво- охранения Латвии он сделал: в больницах появилось современное оборудование, повысили зар- плату медикам, хотя по ее уровню мы остаемся на последнем месте среди стран Балтии. Сегодня латвийский врач в среднем получает 600 евро. С учетом инфляции и роста цен, прибавка незначительна. Медицина у нас продолжает оставаться золушкой. Но упрекать в этом бывшего министра я бы не стал – сколько ему дали денег, столько он и прибавил. В Эстонии на днях прошла забастовка медиков с требованием повышения зарплаты, хотя у них оклад врача больше тысячи евро. И они правы.

Самая дорогая профессия

- Все требуют повышения зарплаты. Медикам и так уж пошли навстречу. А им все мало…

- Профессия врача требует длительной учебы, накопления опыта и большого напряжения. Почти во всех вузах степень бакалавра получают за 2- 3 года. Уже через год-два после окончания вуза юристы, строители, инженеры, да и полицейские, получают вполне приличные зарплаты. Медиков же допускают к практике только после 10- 12 лет учебы.

Молодой врач, прежде чем остаться один на один с пациентом, окончив университет, еще 5 лет учится в резидентуре, после которой он и может считаться полноценным профессионалом. Врачи учатся всю жизнь: новые лекарства, методики, оборудование требуют немедленного освоения, то есть, дополнительных затрат времени и энергии.

Сколько хирургов в почтенном возрасте должны были научиться лапароскопии! Это же очень сложно для опытного хирурга, привыкшего к полостным операциям. Зато больным хорошо: через маленький разрез извлекают желчный пузырь с камнями, кисту, подшивают почку. Еще 10 лет назад об этом и не мечтали. И людям невдомек, чего это стоило доктору.

Труд его должен достойно вознаграждаться, и это в интересах общества: только тогда врач может всецело посвятить себя больным. Поэтому во всем мире эта профессия одна из самых высоко- оплачиваемых.

«Почетное» третье место… с конца

- Можем ли мы считать, что наше медобслуживание улучшилось?

- По данным Международной организации независимых экспертов, составивших «индекс здоровья стран Европы», наша медицина к 2006 году занимала «почетное» третье место с конца. Хуже, чем у нас, только в Литве и Ирландии. В последней это известие вызвало бурю возмущения и критику в адрес правительства. Из стран Балтии в медицине лучше всех обстоят дела у Эстонии: 19-е место, перед Польшей и Чехией.

- Какими критериями руководствовались эксперты?

- Они брали в расчет 28 параметров: качество и стоимость услуг и лекарств, очереди к врачам, уровень диагностики и профилактики и тому подобное. В Латвии медицинские расходы на человека составляют всего 400 евро в год. Самый низкий показатель заботы о здоровье нации в Европе!

Несомненно, человек и сам должен заботиться о себе: отказаться от нездоровых привычек вроде курения, не переедать, заниматься спортом. Но и государство должно помогать. У нас в городах мало тренажерных залов, велосипедных дорожек, спортплощадок, бассейнов, информации о здоровом образе жизни.

Чтобы попасть к врачу, надо два часа простоять в очереди, поэтому идут к нему только заболев. Какая уж тут профилактика! А здоровье надо проверять ежегодно, консультироваться о питании, причинах незначительных недомоганий, нередко свидетельствующих о начале болезни. Семейным врачам сейчас доплачивают за диспансеризацию, но у них не хватает времени, а людей для этой работы им не дают. На Западе профилактике уделяют огромное внимание. В результате люди дольше и полноценно живут.

- Какова средняя продолжительность жизни в Латвии?

- Мужчин, по данным 2005 года, 67 лет, женщин – 77, в обоих случаях это на 10 лет меньше, чем в развитых странах. У мужчин показатели ниже: помимо сердечно-сосудистых заболеваний, спровоцированных курением, алкоголем, стрессами, они чаще становятся жертвами насильственной смерти, аварий на дорогах, самоубийств.

В Латвии высокая детская смертность, особенно новорожденных. В последние годы она сократилась, но все равно в два-три раза выше, чем в странах Европы. Лидируем мы и в сердечно-сосудистых заболеваниях, а в некоторые годы за последние 15 были абсолютными рекордсменами. Давно пора серьезно заняться этой проблемой.

Опыт США, где пик инфарктов и инсультов пришелся на 60-е годы, учит, что процесс их снижения весьма длителен. Он требует значительного повышения жизненного уровня, улучшения качества продуктов и уровня медицинского обслуживания.

Я не хочу никого винить в этой печальной ситуации, в том числе министров здравоохранения. Министры уходят и приходят, а проблемы остаются. Отставание здравоохранения – общая беда всей постсоветской Восточной и Центральной Европы: наша медицина не успевает за более развитой Западной Европой. Хотя западные коллеги восхищаются мастерством наших врачей, особенно хирургов, которые в условиях отсталой системы и устаревшей аппаратуры делают сложнейшие операции, проводят серьезные исследования.

Будет здоровье, остальное приложится

- У нас официально зарегистрировано 8 тысяч врачей, из них 62 процента предпенсионного возраста. Докторов не хватает уже сейчас, а что будет через несколько лет, если Медицинский университет ежегодно оканчивают немногим больше 100 человек, даже подумать страшно. На миллион пациентов приходится 40 выпускников, а должно быть 130- 150. Последние два года прием на медицинский факультет увеличился вдвое. Но отдачу мы получим не раньше, чем через 12 лет. Не хватает семейных врачей на селе, огромный недобор специалистов в районных больницах. Если и дальше так пойдет, попасть к врачу будет очень непросто, в том числе и в Риге.

- Что же делать?

- Хотя бы вернуть тех, кто ушел на более оплачиваемую и комфортную работу в офисы, торговые фирмы. Необходимо резко улучшить условия жизни медиков, дать им достойную зарплату.

Нужна государственная программа по возвращению медиков в свою отрасль. Большинство не утратило профессиональных навыков, надо только помочь им вернуть квалификацию: обучить тому новому, что они упустили, обеспечить практикой, пособием на время учебы, рабочими местами. Это дешевле, нежели обучать кого-то заново. Я думаю, можно вернуть 500, а то и 1000 человек.

Сейчас положение в медицине постепенно улучшается: появилось новое оборудование, методики лечения. Но проблем остается много, одна из главных – улучшение условий содержания и ухода за больными. Нужны сестры, санитарки, нянечки.

Нельзя экономить на здоровье нации. Ведь не зря во все времена люди, желая друг другу здоровья, приговаривали: «все остальное приложится».


Написать комментарий