В царстве итальянца – бардак и неразбериха

Сразу оговорюсь – речь идет об Оттавио Чинкванте, президенте Международного союза конькобежцев (ISU), не так давно после многочисленных нападок на его организацию в части судейства, а скандалов было действительно огромное количество (самый громкий – с французским судьей Мари-Рен Ле Гунь на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити), затеявшего в фигурном катании революцию. Человек, который никогда не был близок этому виду спорта (его специализация – шорт-трек), нагородил такого, что сейчас вопросы после просмотра программ возникают не только у болельщиков и журналистов, но и специалистов. Прошедший в Варшаве чемпионат Европы лишний раз это подтвердил.

Действительно, главная тема споров осталась прежней – это судейство. Во все его тонкости не хочется вдаваться. Во-первых, потому, что даже журналисты, аккредитованные на этом европейском первенстве, а поверьте, среди них были настоящие зубры, которые освещают такие соревнования уже не один десяток лет, каждый день пожимали плечами. Во-вторых, рядовому читателю всякого рода технические подробности навряд ли будут интересны. А потому их опустим.

Что бы сейчас ни говорили победители и проигравшие, чемпионат Европы позади, это уже история со своими героями и антигероями. Впереди – чемпионат мира в Японии. В Токио фигуристы выйдут на лед уже через два месяца.

Браво, Франция!

Как «Час» уже сообщал, на прошлой неделе на льду варшавской «Торвар Арены» на высшую ступеньку пьедестала почета четыре дня подряд по очереди поднимались спортивная пара из Германии Алена Савченко и Робин Шолковы, француз Бриан Жюбер, танцевальный дуэт Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер, а также итальянка Каролина Костнер. На 90 процентов вкупе успех этих фигуристов в польской столице оказался вполне заслуженным. Разве что в танцах окончательная расстановка могла быть иной по праву. Но получилось так, как получилось. В любом случае это первенство превратилось в триумф французской школы. А вот российская пока что сдала свои позиции: всего два «серебра» Марии Петровой и Алексея Тихонова и Оксаны Домниной и Максима Шабалина, согласитесь, далеко не выдающийся результат.

Но стоит ли россиянам посыпать голову пеплом? Разумеется, нет. Да, лидирующие позиции в некоторых видах утрачены. Но это скорее временное явление. Ведь не каждый год рождаются такие мастера, как Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко, как танцевальная пара Татьяна Навка и Роман Костомаров или спортивная Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Это все примеры последних лет. Другое дело, что сейчас более актуален спор Европа – Азия. С этой точки зрения есть повод говорить о новой интриге в фигурном катании, которая получит свое развитие на стартующем в марте чемпионате мира в Японии. Китайцы, японцы и корейцы не просто наступают, они рвутся на первые позиции, в частности, в одиночном катании. В парном Китай давно прописался в элите (сегодня парам из Поднебесной реальную конкуренцию могут составить только немцы). Разве что в танцах расстановка сил осталась прежней. Здесь Старый Свет командует парадом, причем позиции России остаются стабильными.

Что еще бросилось в глаза – сильные танцевальные пары из Литвы, одиночницы из Эстонии и Финляндии, безмерно темпераментные итальянцы, элегантные французы, и… костюмы. Да-да, сегодня фигурное катание – это не только вращения, дорожки, прыжки, подкруты, но и настоящие модные показы, красивые наряды стоимостью несколько тысяч долларов и стильные прически. Признаюсь, глаз отдыхал, потому что сегодня не менее важно показать товар, что называется, лицом (если бы присуждался титул «Мисс чемпионат Европы», он наверняка бы достался Киире Корпи из Финляндии). Правда, не все выделялись в лучшую сторону. Были и обратные примеры.

Об уровне латвийского фигурного катания лучше не говорить, потому что этим видом спорта у нас никто не занимается. Вообще. Представьте пелетон, от которого в отрыв ушли итальянцы, россияне, французы с немцами. Есть основная группа, есть отстающие. Так вот место Латвии не просто в самом хвосте. Латвии вообще не видно на горизонте, как это ни печально.

Привередливые поляки

Европейское первенство в Варшаве поразило многих своей не самой высокой посещаемостью, что удивило, так как Польша до этого принимала этот турнир лишь однажды, в далеком 1908 году. В первые два дня зал вообще оставался полупустым, хотя цена на билеты не кусалась – самые дешевые продавались по 8 латов в пересчете на наши деньги, самые дорогие стоили почти 40 – на показательные выступления. Но, как выяснилось позже, местная публика оказалась просто привередливой и экономной. Зачем им наблюдать тот же обязательный танец, первое выступление у танцоров, которое разнообразием не отличается, или короткие программы. Им подавай главную интригу – произвольную программу, когда и решается судьба наград чемпионата, на крайний случай – выступление своих любимцев, польских фигуристов, в особенности спортивной пары Дорота и Мериуш Сюдек. Вот тогда зал точно стоял на ушах, а в глазах просто пестрило от польских красно-белых флажков на трибунах.

Еще несколько примечательных фактов. Самыми возрастными фигуристами оказались Алексей Тихонов и Мариуш Сюдек, которым к моменту начала чемпионата Европы стукнуло по 35. Среди фигуристок в этот список попала 32-летняя Албена Денкова из Болгарии. Самым юным был 15-летний испанец Хавьер Фернандес (ему, конечно же, далеко до рекорда Елены Водорезовой, которая дебютировала на Олимпийских играх в Сеуле в 12-летнем возрасте). Чемпионка России Ксения Доронина только недавно отметила свое 16-летие. Сразу шесть спорстменов омечали свои дни рождения во время этих соревнований. Среди них и Максим Шабалин (Оксана Домнина подарила ему в тот день браслет). Три пары с одинаковыми фамилиями – это еще не муж и жена. В Варшаве выступала только одна супружеская пара – упоминавшиеся Сюдеки. Британцы Шэйнид и Джон Керр, а также Александра и Роман Зарецкие из Израиля – это брат с сестрой. Братья из Венгрии Аттила и Дьердь Эллеки выступали с разными партнершами.

А судьи кто?

Вопрос о судьях нисколько не риторичен. Дело в том, что во главу угла новой системы судейства поставлен принцип анонимности. Да-да, судья, а всего их за столиками у своих компьютеров сидит по 14 человек в каждом виде программы, получается, ни за что не отвечает. Мало того что компьютер произвольно выбирает оценки 12 человек, то есть учитывается мнение не всех, так еще рядом с оценками имя судьи не указывается.

Есть еще один нюанс (на самом деле их много). Даже оценки судей в конце концов не определяющие. Есть три более важные персоны, которые сидят в стороне. Это технический делегат, или супервайзер, и его помощники. Именно они определяют степень сложности тех или иных элементов. Как раз от них и зависит конечный результат проката. По словам той же Татьяны Тарасовой, если с прыжками все более-менее ясно, огрехи при их исполнении заметны, то вращения и дорожки – это лазейки для судей, которые на вполне законных основаниях могут кого-то поднять, а кого-то, наоборот, «утопить», просто снизив степень сложности элемента.

Другой минус – это непонятность судейства с точки зрения телепоказа. Телезрителю, рядовому болельщику, поклоннику этого вида спорта непонятно, каковы критерии судейства, кто и за что дает такие оценки и почему. А как известно, коммерческая привлекательность фигурного катания и состоит в его «понятности». Пока что до этого ох как далеко. Фигурное катание со своими скандалами, со своей кухней катится в пропасть – это мнение не только Алексея Тихонова, высказанное в интервью «Часу», но и многих других участников.


Написать комментарий