Россия начнет душить латвийских бизнесменов

В отличие от латвийских политиков представители бизнеса очень быстро определили, чем обернется для страны активное вмешательство в российско-грузинский конфликт. По мнению экспертов, Москва не станет предпринимать резких шагов и прерывать долгосрочные обязательства. Но "точечные удары" по отдельным секторам, подобные тем, что были сделаны по Эстонии после событий бронзовой ночи, латвийские предприниматели могут ощутить.

Россия сегодня является одним из главных внешнеторговых и инвестиционных партнеров Латвии. Так, в 2007 году объем накопленных российских инвестиций в экономике Латвии составил 530 млн. долларов США, а товарооборот между странами вырос на 47%, достигнув 3,1 млрд. долларов. Однако так было не всегда. После знаменитых изречений Вайры Вике-Фрейберги о “вобле и водке” деловые отношения двух стран продолжительное время пребывали в состоянии застоя, пишет газета “Телеграф”.

“Политика всегда влияет на бизнес. И конечно, звучащая сегодня антироссийская риторика не улучшает инвестиционный климат”, — отметил в беседе с Телеграфом президент Itera Latvija Юрис Савицкис. Глава компании недвижимости NIRA Fonds Вадим Марков по собственному опыту подтвердил, что общественные настроения всегда отражаются на бизнес-вложениях. "Когда несколько лет назад по российским телеканалам показывали, как рядом с Рижской думой разгоняли митинг русскоязычных пенсионеров, российским клиентам в Латвии нельзя было ничего предложить из недвижимости, — напомнил Марков. — Все говорили: “Нет-нет-нет. У вас там такое творится, мы лучше в Испании дом купим”. И кстати, это одна из причин, почему российские инвесторы пришли на наш рынок одними из последних".

По мнению экспертов, наиболее уязвимыми оказались три сегмента — транзит, торговля и недвижимость. А вот стратегический рынок энергоресурсов, о котором так беспокоятся многие национально озабоченные политики, едва ли станет инструментом мести. “Россия не будет действовать в ущерб себе. Ей нужен рынок сбыта, а значит, ей придется сотрудничать и с Латвией и с Европой”, — считает инвестиционный банкир и партнер компании Prudentia Гирт Рунгайнис.

В отношении других сфер партнерства прогнозы более пессимистичны. Как заметил в разговоре с Телеграфом сопредседатель Латвийско-российского делового совета Василий Мельник, крупный бизнес традиционно ориентируется на все политические колебания, и особенно, если речь идет о России. Схожее мнение озвучил и политолог Андрис Спрудс: "Я не думаю, что сотрудничество с Латвией будет запрещено на уровне “указа Кремля” — это просто противоречит интересам России, — но, безусловно, политика может повлиять на бизнес".

Самые тревожные настроения царят в отрасли транзита. Во-первых, памятен опыт Эстонии, где после событий с переносом памятников грузооборот только по железной дороге упал на 53%. Второе — очередная отсрочка вступления России в ВТО и, как следствие, высокие железнодорожные тарифы. Да и заявления российских должностных лиц о необходимости перевода российских грузов из портов Балтии в российские бухты не добавляют оптимизма. “Я абсолютно уверен, что мы потеряем часть инвестиций, — говорит президент Балтийской ассоциации транспорта и логистики Янис Юрканс. — Тут загорится такой красный свет в нашу сторону, что мало не покажется. Я не могу назвать вам сейчас точные цифры ущерба, но настроения среди бизнесменов очень тревожные. Думаю, последствия той неразумной политики, которую проводят нынешние власти, дадут о себе знать уже в ближайшие месяцы”.

Однако не все рассматривают угрозу возможного дистанцирования двух стран только в черном свете. По мнению политолога Андриса Спрудса, в последнее время экономика Латвии стала слишком зависима от России, так что, возможно, грузино-российский конфликт позволит местному бизнесу определить новые стратегические приоритеты.

И все-таки в целом эксперты полагают, что нынешние противоречия не станут поводом для долгих ссор. По словам Спрудса, Латвия по сравнению с Литвой и Эстонией сейчас считается “хорошим парнем”, и портить отношения с ней означает оборвать связь со всем регионом. “У России в Латвии долгосрочные интересы. И она не так глупа, чтоб все в один момент обрубить”, — добавил Гирт Рунгайнис.

Впрочем, кажется, и латвийские политики сами начинают осмысливать последствия сказанного и сделанного. Во всяком случае и президент Латвии Валдис Затлерс, и министр иностранных дел Марис Риекстиньш по-прежнему готовы ехать в Москву.

Однако повод для размышлений все-таки есть. Как заметил в интервью Телеграфу известный российский политолог Модест Колеров, у Латвии был реальный шанс минимизировать свои потери от экономического кризиса за счет российских инвестиций. Но сейчас, по мнению эксперта, “вряд ли кто в России может без серьезного политического ущерба для своей репутации продолжать настаивать на том, что действующая латвийская власть достаточно вменяема для развития политических и экономических связей”.

http://www.novonews.lv/news/2008/08/26/latvia/043551.html


Написать комментарий