Nesaprotu!

Если бы режиссер Станиславскис был латышом и ему посчастливилось бы жить в наше время, то о планах правительства вывести страну из кризиса он сказал бы не свое фирменное "не верю", а произнес бы вынесенное в заголовок. И в этом с ним солидарны многие читатели "Часа".

Что нам даст план по реализации “погрома экономики”?

Непонятливый народец

Карина из Елгавы от имени своих подруг, коллег и соседей спрашивает: “Если честно, мы пытаемся понять, как правительство будет развивать экономику, ведь для того чтобы вернуть миллиардные долги, надо что-то производить и экспортировать. Может быть, образования у нас не хватает, но мы не понимаем этого. Не видим никаких предпосылок, чтобы экономика начала позитивный рост”.

Сергей Фрейденфельд, многолетний рекламодатель и представитель самого что ни на есть среднего и малого бизнеса, – владелец магазина инструментов, отопительных приборов и дверей. Человек подкованный и рассуждающий здраво. “Не понимаю, – говорит и он. – Бизнес загибается, но просвета в тучах никакого. Поеду завтра в Белоруссию, они там девальвировали свой рубль, может, удастся привезти чего-то подешевле”.

Если честно, и журналисты также не в состоянии понять всю грандиозность, а возможно, и гениальность планов наших министров. Попробуем взять шпаргалку – документ, подписанный позавчера правительством, “План действий по реализации программы стабилизации и роста латвийской экономики”.

К сожалению и этот могучий документ, от названия которого веет нафталиновой тоской, не дает ответов на вопросы. В его преамбуле констатируется статус-кво, в котором оказалась Латвия и почему это с нами стряслось. Здесь все верно, но ничего нового: перегрев экономики, бесконтрольное вливание дешевых денег банками, несоответствие производительности росту зарплаты, превалирование импорта над экспортом, недобор средств в закрома бюджета и т. п.

Лат как основной элемент

В разделе “Цели программы” тоже лишь истертые от долгого употребления заклинания: стабилизировать латвийскую экономику, решить возможные проблемы ликвидности, обеспечить долговременный рост ВВП и сбалансированный бюджет. “Не понимаю, – говорит Валерий Карпушкин из нашего отдела спорта, – зачем нам этот бездефицитный бюджет. И почему надо отдавать долги, все страны живут в долг: будут деньги – вернем, но не сейчас”.

Далее перечисляются “основные элементы” программы. Тут тоже все ограничивается перечислением дежурных, зазубренных нашими чиновниками мер, но безо всякой конкретики. Впрочем, уже два первых элемента обескураживают. Угадайте, о чем там речь. Правильно. Самый главный наш элемент – это сильная монетарная политика. То есть главный тотем нашей туземной деревни – твердый лат. Не понимаю я. Как и с кем торговать в условиях, когда не только США (им легче – у них печатный станок работает в три смены), но и наши соседи – Россия, Украина, Белоруссия, Польша, далее – Венгрия, Румыния, Великобритания заметно уронили свои валюты, другие собираются это сделать. Ведь среднестатистическая табуретка или банка огурцов из этих стран стала заметно дешевле, чем наши. То есть речь уже не идет о том, что наши табуретки будут покупать на экспортных рынках, а о том, что латыши станут покупать польские и белорусские табуретки, несмотря на призывы о патриотизме. Патриотизм в условиях кризиса и растущей безработицы – как Porsche Cayenne для неудавшегося спекулянта с рынка недвижимости, роскошь непозволительная.

Табуретка не выдержит десятерых

Вы будете рыдать, но не от смеха. Второй “основной элемент” – сильная фискальная политика. Это об уже случившемся увеличении НДС и о том, что он может вырасти еще, если бюджет будет с недобором. А то, что так будет, понимают все. А это значит, что несчастная табуретка made in Latvia станет еще дороже, особенно по сравнению с теми странами, где НДС ниже нашего. А таких много. Не знаю, но мне бы хотелось видеть в планах и программах что-то другое. Ну например, освободить предприятия, занимающиеся экспортом продукции деревообработки, от НДС на период до трех лет. Установить временную ставку НДС в размере 3% для предприятий металлообработки, работающих на экспорт, и предприятий пищевой промышленности, производящих импортозамещающий продукт. И тогда бы, конечно, наши табуретки не стали “улетать”. Для этого надо было бы заменить оборудование и вместо 20 работников поставить одного робота, а хозяину бизнеса на несколько лет отказаться от дивидендов. А может, и снабдить табуретку спиралью для подогрева или, наоборот, вентилятором. Но после этого дело, возможно, пошло бы и в страну потянулась бы так ей необходимая трудовая, а не одолженная валюта.

Хороший пункт – сокращение расходов госаппарата. Аж на 15%. Но это даже не полумера. В предыдущие годы расходы на этот, с позволения сказать, аппарат росли по 35- 40% в год. И по-хорошему смело надо было бы сократить 50% всех министерств, агентств, дирекций, департаментов, служб и т. п. Я не злорадствую, хотя любить чиновника мне незачем. На днях вот близкого мне человека сократили из туристического агентства. А половину клиентов здесь составляли именно чиновники. Нет чиновников – нет оборота у турбизнеса и во многих других областях предпринимательства. Но только мы уже поняли, что вакханалия эта была временной и табуретка уже не выдержит тяжести всех желающих поместиться на ней задниц. Вот если уволенные чиновники вынуждены будут засучить рукава и начать вместе со всем народом ковать ВВП, это будет здорово. И тогда все мы снова поедем в Египты и Турции.

Много в плане или программе, уже не помню, сказано о стабилизации банковского сектора. При этих словах табуретка латвийского ВВП и экспорта начинает трещать. Дело в том, что процентная ставка в тех странах ЕС, где мы хотим продавать свою продукцию, в три-четыре раза ниже, чем у нас. Даже в условиях финансового кризиса. Еврокомиссия в своем последнем отчете о потребительских рынках указывает, что ставки банков могут различаться: от 0,21% в Швеции до 12,12% в странах Балтии. И если бизнесу нужны деньги на развитие производства, а они ему нужны, то эти грабительские проценты также ложатся в себестоимость латвийского товара. Спрашивается: а сами наши министры и их новые покровители из МВФ понимают, что такой товар никто не купит, потому что он слишком дорог? Понимают ли они, что единственным шансом для экономики страны сейчас было бы направить миллиардов пять из обещанных нам кредитов на финансирование производства, туризма, разработку передовых технологий? Сделать это просто – раздать их коммерческим банкам с условием, что те будут давать кредиты предпринимателям под 0,5%. Естественно, создав механизм контроля. Похоже, что не понимают.

Так что на вопрос наших читателей остается ответить словами из заголовка. У нас в стране создалась уникальная ситуация: верхи не понимают, низы не понимают. МВФ, похоже, не understand. Что Латвия не собирается отдавать ему никаких миллиардов. Не от жадности – от немощи. Ну и пусть забирают не приватизированные еще Latvenergo, Lattelecom, “силтумсы”. Все равно толку от них мало.

А может, я неправильно прочитал название документа? Может, это не план действий по реализации программы, а совсем наоборот – по реализации погрома экономики?


Написать комментарий