Латвия как бренд – это голодные дети и трущобы

Как всякий коммерческий продукт нуждается в продвижении, так и любому государству требуются информационная поддержка и хороший имиджмейкер, считает Институт Латвии. На прошлой неделе он организовал дискуссию, на которой рассматривалась наша страна с позиции бренда. Такие круглые столы проводились и прежде. Но впервые осмелились взглянуть правде в лицо и задаться вопросом: "Образ Латвии: что говорить, если сказать нечего?"

Зачем Латвия нужна миру?

Заявленная тема дискуссии не предполагала конструктивности, ведь сказать все равно нечего, и точка. Забегая вперед, сообщу, что после двухчасовой встречи, экс- председатель правления Hansabanka Ингрида Блума, которая выступила в роли эксперта, подвела итог: “Дискутировать мы не умеем! Сразу сердимся на оппонентов”.

Тем не менее участники форума – представители госсектора, общественных организаций, рекламщики, пресса – пришли к общему заключению: Латвии для успешного развития не хватает четкой стратегии.

- Если хотите понять, в каком направлении двигаться, надо ответить на вопрос “А для чего собственно Латвия существует в этом мире?” – поделился советом зарубежных экспертов директор Института Латвии Оярс Калниньш. К сожалению, ответа на вопрос так и не последовало. Та же Ингрида Блума настаивала, что важно определить приоритетные отрасли. Какие именно, не указала.

Журналисты сменили секс-туристов

В остальном дискуссия имела эзотерическую направленность. Доводы были следующие:

Нужно быть лояльными к своей стране и не критиковать его!

Мы живем плохо, потому что любимое занятие латвийцев похвастаться тем, кому хуже живется.

Думайте позитивно, иначе вы кодируете себя на мрачную реальность!

Негатив множат журналисты, подающие информацию в темном свете!

Последний постулат вызвал самую бурную реакцию. Нашли виноватого, и сразу полегчало! Выяснили, что если бы так много не говорили о проблемах, их бы вовсе не было. Поэтому писать на первой полосе о пропавших 27 миллионах латов во время строительства Южного моста нельзя – это имиджу страны вредит и вообще ведет к новым преступлениям перед народом.

По словам Оярса Калниньша, случилось то, чего мы так хотели: о нашей стране заговорили! Мир встревожен: что же происходит в Латвии?

- И если раньше был развит секс-туризм, то сейчас, я бы сказал, бум в медиа- туризме. Наблюдается паломничество журналистов из Европы, Америки (к нам даже пожаловали из Wall Street Journal), Японии… Они готовы были увидеть закрытые школы, голодных детей, трущобы, а оказывается, есть жизнь во время кризиса, – заявил директор Института Латвии. А также он добавил, что рос в Чикаго, и хорошо знает, что коррупционеры там действуют профессиональней и нашим политикам еще далеко до американских взяточников. Короче, местное правительство еще молодое и совсем невинное.

Показывая пример того, что во всем и во всех надо видеть хорошее, участники дискуссии стали одаривать друг другу комплиментами: “Ай да, у Калниньша тембр голоса красивый!”, “А Ингрида Блума и вовсе одна из самых умных женщин страны!”.

Оплеуха за “небольшие деньги”

Три года назад опять же Институт Латвии устраивал конференцию на тему брендовой политики Латвии. Очень интересно было сделать анализ сказанного – сейчас и тогда.

В 2006 году встречу открывал на тот момент министр экономики Артур Кришьянис Кариньш, который подчеркивал, что экономика Латвии – самая быстро развивающаяся в ЕС. Он хвастался приростом ВВП. До сих пор помню его шедевральное высказывание: “Развитие за последние 15 лет ощутимо! У каждого в кармане появился мобильный телефон”.

Новоиспеченный министр экономики Артис Кампарс на дискуссию не пожаловал. А что говорить, если сказать нечего?

Три года назад ломали голову над созданием единого символа Латвии, который сделал бы нас узнаваемыми в мире и объяснил бы окружающим, что мы не российская провинция. Три звезды Милды казались неоригинальными. Пчелка не подходила из-за ассоциаций с оператором мобильной связи – вот незадача. Кстати, на разработку эмблемы выделили 150 тысяч латов.

“Час” поинтересовался у Эрика Стендзениекса, на что все-таки пошли эти тысячи.

По его словам, “эти совсем не большие деньги” были потрачены на исследование того, каково мнение о Латвии у жителей Европы. Что они о нас думают? “То, что Латвия – это страна, в которую они не хотят ехать и тут живут люди, с которыми они не хотят общаться”. За наши же деньги нам дали оплеуху!

А с другой стороны, какая разница, что о нас думают? Как было отмечено, у каждого в кармане есть мобильный телефон. Никому не хочу делать рекламу, но многие пользуются продукцией фирмы Nokia. А знаете ли, что 50% американцев считает, что этот бренд принадлежит Японии. И тем не менее родина Nokia Финляндия живет себе благополучно, не страдая тщеславием и занимаясь не собственным имиджем, а производством.

Nothing special – слоган для Латвии

Ингрида Блума внесла предложение: сделать девизом страны высказывание Слактериса Nothing special (“Ничего особенного”), прославившее Латвию далеко за океаном. Только использовать выражение следует в следующем контексте. Вроде бы в стране нашей нет ничего особенного: луга, поля, море, летают аисты и журавли – но она привлекательна!

итоги

Эффектолог эффективен

В конце недели назвали победителей фестиваля ADwards 2009. Ордена получили рекламщики и специалисты дизайна в 15 категориях.

Места распределяли мировые гуру рекламы, которых Латвийскому клубу арт- директоров удалось заманить в Латвию. Работа для них оказалась нелегкой.

Подано было 160 работ, к тому же равноценно сильных, как отметил председатель жюри Йохим Йонасон, легенда в мире рекламы. И посему если в прошлом году конкретному финалисту присудили Гран-при, то в этот раз от этого воздержались.

- Мы обошлись без Гран-при, решив оставить место для развития творческого потенциала у латвийских рекламщиков, – сказал Йохим Йонасон, который сам трижды получал Гран-при в Канне.

И кто тем не менее удостоился высокой оценки судей? Рекламщики торговой сети Maxima, а это агентство DDB Latvia, потрудились на славу. Орденом первой степени в категории “Интегрированная кампания” была отмечена рекламная кампания сети Maxima за 2008 год в целом и, в частности, орденом второй степени за интерактивный дизайн – Пасхальная игра эффектолога.

Лучшим телероликом признана реклама пива Mitava (исполнитель агентство McCann Erickson Riga). Это же агентство наградили за умелое привлечение внимания к легкому заражению гепатитом.

В категории социальной рекламы по-прежнему крепки позиции агентства Эрика Стендзениекса MOOZ!, который пропагандирует за деньги CSDD безопасное вождение. Второй орден ему же достался за анимационный ролик для того же заказчика на ту же тему.

И хочется отметить, что орден первой степени в категории “Интерактивный дизайн” получило оформление мультимедийного DVD диска поэта Иманта Зиедониса (агентство DD studio). Так что и классика может иметь по-современному стильную упаковку.

Полный список латвийских творцов хорошей рекламы смотрите на сайте www.adwards.lv .


Написать комментарий