«Социальный договор будет подписан скоро»

В этом заверил "Телеграф" посол Латвии в России Андрис Тейкманис

Посол Латвии в Москве Андрис ТЕЙКМАНИС не видит никаких оснований для того, чтобы отношения наших стран в ближайшее время не стали бы лучше. Правда, латвийским политикам для этого надо привыкнуть к мысли, что с восточным соседом можно дружить, а российским — понять, что в вопросе гражданства и языка Латвия ничего не будет менять.



Все готово, ждем информацию
— Как вы расцениваете решение внести Бориса Березовского в черный список? Сам предприниматель связывает это с давлением Кремля. Вы его почувствовали?

— На меня никто не оказывал давления. В России со мной никто об этом не говорил. Я воздержусь от оценки этого решения. Очевидно, Совет по национальной безопасности располагал какой-то информацией. У меня ее нет, поэтому мне трудно это комментировать.
— В какой стадии находятся экономические договоры, которые Латвия предложила подписать России?
— Я знаю, что они рассматриваются. В какой стадии сейчас находится процесс, одобрены ли тексты, есть ли поправки или нет, — я не знаю. Но надеюсь, что уже в ближайшие дни у меня будет информация МИДа. Если все пройдет нормально, все будет согласовано, то останется договориться о технических деталях — кто подпишет, где и когда.
— А когда, наконец, может быть подписан социальный договор?
— Он готов уже давно и на 99% согласован. Не только тексты, но и сопутствующий ему протокол, который тоже имеет большое значение. Одного ведь договора мало — он должен работать. Но есть основания надеяться, что соглашение скоро будет подписано.


Плохие отношения — это ненормально
— Недавно в Москве вы встречались с довольно радикальными политиками — Дмитрием Рогозиным и Владимиром Жириновским. Это была ваша инициатива?
— Да, моя, и я намерен встретиться со всеми парламентскими партиями, так как считаю, что зачастую их радикальная позиция исходит от недостатка информации. Мне кажется, они были немного удивлены моим желанием идти навстречу. Мы обсудили вопросы образования и истории. В общем, очень миролюбиво поговорили. И договорились через какое-то время подобную встречу повторить. Со всеми политиками надо говорить. Все привыкли, что наши двусторонние отношения строятся на односторонних заявлениях в каждой столице. И многим это выгодно. Потому что плохие отношения поддерживать гораздо проще, чем хорошие. Над хорошими нужно много работать. Не вижу оснований, чтобы этого не произошло. Да, у нас разные подходы к историческим вопросам, тогда надо обсудить — почему? Ведь история все равно у нас общая. Нужен диалог, и не надо демонизировать друг друга. В России часто говорят о Латвии такое, чего у нас и в помине нет.
— Например?
— Странно слышать обвинения от серьезных политиков в том, что в Латвии возрождается фашизм. Полные глупости! У России в десять раз больше оснований задуматься об этом.
— В последнее время российский МИД не делал никаких заявлений в адрес Латвии…
— Ну, российские политики все время говорят о Латвии в различных международных организациях. Зачастую Россия упускает возможность промолчать. Говорят тогда, когда нет никакой необходимости выступать с заявлениями, тем более ложными. Я думаю, сейчас не то время, когда политики в России были бы заинтересованы в ухудшении отношений. Просто к этому надо привыкнуть — к тому, что у нас с Россией могут быть нормальные отношения. Но ведь как только что-то налаживается, сразу начинаются подозрения в заговорах. Хотя логика межгосударственных отношений гораздо проще: плохие отношения — это ненормально.


Решения мы должны принимать сами
— Президент Владимир Путин обещал латвийским негражданам решать их проблемы с помощью европейских рычагов. Насколько актуален этот вопрос для российской внешней политики?

— Этот процесс идет постоянно. В ООН, в Совете Европы эта проблема регулярно упоминается — то в более мягкой, то в более острой форме. Но ясно, что Россия эту проблему не может решить и не решит. К сожалению, в России этого еще не поняли. Российским политикам надо быть немного умнее и понять, что такого решения, как они хотят — нулевого варианта гражданства, — не будет. Но я думаю, проблема решится сама собой, что мы видим по динамике натурализации.
Разумеется, вопрос гражданства связан с интерпретацией истории, которая у нас с Россией пока различна. Но мы свою историю переписать не можем. И, я полагаю, натурализация — это такой стабилизирующий общество компромисс. Ведь в этом вопросе нельзя полностью учесть интересы одной стороны, а вторую сторону проигнорировать. Но опыт показал, что процесс натурализации снял напряжение. И других вариантов не будет, Запад нам не поможет. Брюссель этот вариант давно одобрил. Со временем это поймут и в России.
— Да, но в то же время руководитель Комитета ПАСЕ по мониторингу Георгий Фрунда во время визита в Латвию высказал довольно резкие рекомендации…
— Сегодня приехал председатель Комитета по мониторингу — у него одни взгляды, завтра приедет Рольф Экеус — у него другие убеждения. Международных представителей много, их мнения нужно внимательно слушать, чтобы понять нюансы, которые существуют в международных организациях. Но в конце концов решение мы должны принимать сами. Не эта международная организация будет отвечать за внутриполитические последствия своих рекомендаций здесь. А наше правительство и парламент.

28.10.2005 , 11:06

Телеграф


Написать комментарий