Россия, которую мы потеряли

Еще в те годы, когда Латвия только вышла из состава СССР, латвийские политики говорили: «Не надо паники, Латвия была и остается мостом между Россией и Европой, так что маржа с выгодного географического положения стране обеспечена». Как показала жизнь, с плохой политикой можно умудриться растерять даже те преференции, что дает положение на глобусе.


Многие сотни миллионов прошли мимо бюджета страны из-за нежелания латвийских политиков наладить отношения с восточным соседом


Сегодня Россия короткому мосту через недружественную Латвию предпочла объездной путь: пусть и накладно, но зато без политического хамства и упреков в «оккупации». При этом правящие латвийские партии почему-то не желают даже приблизительно подсчитать материальные потери от антироссийских действий. А надо бы…

Дело в трубе


С Вентспилсом все ясно: было время, когда через терминалы этого порта шло около 12% всего нефтеэкспорта России! Но потом появился Приморск, и труба пересохла. Решение о строительстве порта в Ленинградской области было во многом политическим – Россия старалась исключить политические и экономические риски, к тому же на сырьевиков, не особенно желающих тратиться на строительство нефтетерминала, надавил Кремль.

Приморск, в отличие от Вентспилса, порт замерзающий. Но Россия предпочла вложить миллиарды рублей в ледоколы, нежели оставлять «про запас» вариант отправки нефти через латвийский порт в случае сложной ледовой обстановки. Сегодня Латвия предлагает России акции «Вентспилс нафта», но большого энтузиазма у российских компаний что-то не наблюдается. Ходят, правда, слухи, что «Вентспилс нафту» через немецкий банк хочет купить крупная российская фирма. Но дойдет ли дело до сделки – неизвестно.

По разным оценкам, через Вентспилс на Запад прокачивалось до 25 миллионов тонн нефти. В Латвии говорили, что за транзит одной тонны Вентспилс получал 4- 5 долларов США. Правда, российские нефтяники почему-то утверждают, что платили за перевалку в два раза больше. Кому верить – не знаю, но в любом случае Латвия за то время (с февраля 2003 года), что Россия перекрыла кран на Вентспилс, недополучила 350- 370 миллионов «зеленых».

Этот газ не про нас


Сегодня жаркие баталии идут вокруг строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Латвия присоединилась к числу противников проекта: СЕГ, как известно, проходит мимо, так что рассчитывать на деньги за перекачку газа не приходится. Сколько теряет при этом Латвия, сказать трудно. Дело ведь не только в плате за транзит. Строительство трубы – это еще и инфраструктура, рабочие места и т. д. То есть миллионы и миллионы латов.

Призывы посла Латвии в РФ Андриса Тейкманиса строить не СЕГ, а «Янтарный провод» (то есть вести трубу по территории стран Балтии), никем не услышаны. Предлагал же г-н Тейкманис использовать имеющиеся в Латвии природные подземные хранилища газа (ПХГ). «Это около 50 миллиардов кубических метров, – заявил латвийский дипломат. – Хватит на полгода на всю Европу».

Но кто же разместит свои активы (в данном случае газ) на территории недружественной страны? Россия достаточно намучилась с газом, умыкнутым Украиной, чтобы повторять свои ошибки. На днях заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что одним из главных направлений работы компании в Европе будет расширение сети ПХГ. В настоящее время холдинг ведет переговоры о покупке и аренде новых ПХГ с такими странами, как Германия, Бельгия, Сербия и Черногория. При этом «Газпром» уже имеет доступ к хранилищам Австрии, Великобритании и Германии.

В списке нет ни Польши, ни стран Балтии – только те страны, с которыми у России хорошие отношения. Эти государства и получат миллионы – точнее десятки миллионов – газпромовских долларов. Латвия – пролетает…

100 «лимонов» на воздух


За аренду РЛС в Скрунде Латвия получала в свое время от России 5 миллионов долларов в год. Но в 1995 году Скрунду взорвали, не пожалев ни денег, ни динамита. Сегодня Россия платит Азербайджану за аналогичную Габалинскую РЛС 7 миллионов «зеленых» ежегодно. То есть Рига вполне могла бы поторговаться и дотянуть как минимум до 10 миллионов (все-таки Европа). Итого упущенная выгода за последние 10 лет – около 100 миллионов долларов.

Уничтожая РЛС в Скрунде, власти Латвии полагали, что потрафят Вашингтону (именно США, если помните, финансировали подрыв станции), заинтересованному в появлении «черной дыры» в российском ядерном щите. Особой благодарности от американцев не последовало: даже за новый радар, построенный для НАТО в Латвии, Риге пришлось платить из собственного кармана.

В советские времена в Латвии размещались военно-морская база в Лиепае, а также пункты базирования ВМФ СССР в Риге и Вентспилсе (бригада кораблей морских погранвойск). Во время переговоров с латвийской стороной Россия настаивала на аренде порта в Лиепае. Латвия категорически отказалась.

За аренду Севастополя, где базируется Черноморский флот, Россия ежегодно платит Украине 97,75 миллиона долларов. Конечно, Лиепая, Рига и Вентспилс – это не Севастополь, но, по самым скромным прикидкам, миллионов на 10- 15 в год Латвия вполне могла бы рассчитывать. Умножаем на 10 лет и получаем соответственно еще 100- 150 миллионов «зеленых».

«Это пока зрение хорошее…»


Не так давно Вентспилс посетил губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Он, если верить латвийским СМИ, интересовался транзитом контейнерных грузов через этот порт – якобы Россия «желает развить транзит контейнеров с Дальнего Востока по суше к Балтийскому морю, что было бы еще одной цепочкой логистики грузов параллельно морскому пути через Суэцкий канал».

По данным «Часа», подобная инициатива была крайне негативно воспринята в Кремле. В итоге даже СМИ Приморья, внимательно отслеживающие каждый шаг губернатора, предпочли промолчать об этой поездке. Россия предпочитает «контейнерный» путь через Литву, которая во времена президентства Паксаса вела более дружественную в отношении России политику.

Что имеет, грубо говоря, Латвия от России? Известно, что в России до сих пор продаются рижские шпроты (несмотря на акцию «Комсомольской правды» «Купил рижские шпроты – помог ветеранам СС!») и конфеты «Лайма». Кроме того, латвийские порты по-прежнему переваливают российские грузы. Правда, когда я слышу об этом, мне всегда вспоминается рассказанная Сергеем Довлатовым байка. Один писатель жалуется другому: «Представляешь, врачи запретили мне пить, курить и ухаживать за женщинами. Что мне теперь в жизни остается? Только книжки читать». А собеседник его утешает: «Ну, это пока зрение хорошее».

Так и с портами. Это пока в России не до конца освоили Усть-Лугу (железные дороги, шоссе и терминалы). Потом ни Рига, ни Лиепая, ни Клайпеда, никакие другие порты стран Балтии нужны не будут. За исключением разве что Таллина, но и то лишь потому, что эстонцы вовремя продали акции российским бизнесменам.

* * *

Россия, обладающая, по сути, бездонным рынком сбыта, могла бы стать для Латвии отличным партнером. Но для того чтобы на этот рынок войти, надо хотя бы поздороваться с потенциальным покупателем. И улыбнуться ему… Иначе он пойдет в другой магазин.

13.12.2005 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий