Приедет ли в Ригу Путин?

А не пригласить ли нам Путина? Более удобного случая не придумать - подписание договора о границе между Латвией и Россией, фактически первого после 1991 года столь серьезного документа? Стремительно развивающиеся события последних недель говорят уже не о потеплении, а о развитии межгосударственных отношений. Да, обе стороны довольно непредсказуемы, но факты дают повод к оптимизму.

Подписание договора о границе между Латвией и Россией – хороший повод для приглашения в Латвию президента России

Вариант Калвитиса

Собранная Калвитисом команда экспертов и юристов нашла не только выход из «пограничного» тупика, но и упредила референдум – и ответственность за политическое решение переложила на Сейм. Так что затянувшаяся до неприличия эпопея с латвийско-российским договором о границе вступила в завершающую фазу и документ вскоре будет предложен к подписанию.

Истерика крайне правых процесс уже не остановит. В латвийской политике эмоции сменяются прагматизмом, и поддержка продвижению договора в Сейме обеспечена. Заявления же «зеленого крестьянина» Аугуста Бригманиса – дескать, надо подумать – не более чем демонстрация якобы имеющейся самостоятельности. Его национал-партнер Леопольд Озолиньш в комиссии по иностранным делам при голосовании о передаче законопроекта в Сейм лишь воздержался, а вообще склоняется проголосовать «за», и спикер Сейма «зеленый» Индулис Эмсис однозначно заявил, что не усматривает никаких рисков.

Г-жа Калниете зря волнуется, мол, «спешку в этом вопросе поддерживать не стоит», потому как «в мире есть очень много стран, в том числе и членов ЕС, у которых не подписан договор о границе с Россией». Этот аргумент депутаты не примут хотя бы потому, что знают географию лучше экс-главы МИДа: у России нет пограничного договора лишь с одной страной-членом ЕС – с Эстонией, которая не очень удачно последовала примеру Латвии полуторагодичной давности. С КНДР, Китаем и Монголией пролонгирован договор еще советских времен, а границы со странами СНГ – внутреннее дело Содружества, а не ЕС.

«Тевземцам» тоже не нравится «поспешность» с заключением пограндоговора – «абренская» эпопея подкрепляла их национально выдержанный имидж. Крайне правые не ожидали, что, едва утвердив бюджет, Калвитис начнет разруливать 10-летний пограничный «узел», хотя и не столь решительно, как некогда Александр Македонский поступил с узлом гордиевым, просто разрубив его мечом.

«Тевземцы» проморгали, что в коалиционном договоре договор о границе значится приоритетным, вот Калвитис и исполняет соглашение. На мимолетных встречах с российским премьером Михаилом Фрадковым в Рейкьявике и Петербурге наш премьер получил мессидж: отзывайте декларацию, и мы быстро решим все вопросы. Что тогда ответил Калвитис, не знаю, но вскоре Фрадков заявил, что «к власти в Латвии пришли молодые и энергичные люди, с которыми можно толково работать и которые понимают, что надо наверстывать упущенное».

Калвитис использовал и временной фактор: до выборов еще далеко, постоянно возвращаться к вопросу о границе – терять время, а его надо использовать на другие цели. И если его Кабинет будет и впредь более или менее успешно решать накопившиеся социальные проблемы, чему должны помочь и активизирующиеся после подписания договора экономические отношения с Россией, пядь родной земли уже не будет иметь сколько-нибудь заметный вес на предвыборных весах.

Россия – за

На сей раз Калвитис и его команда играют наверняка. Еще до обнародования этого варианта документа латвийский МИД вел переговоры с российскими коллегами, в ходе которых россияне получили заверения, что к договору не будет приобщена какая-либо декларация. «Мы приветствуем это решение, так как оно открывает новые возможности для переговоров, – отметил глава департамента российского МИДа Михаил Камынин и раскрыл «тайну»: – Мы уже получили проект договора и изучаем его».

Кое-кто все же опасается, что, мол, до сих пор Россия не предпринимала встречных шагов к заключению договора и с ее стороны еще можно ожидать претензий. Депутат от ЗаПЧЕЛ выразил уверенность, что российская Госдума не подпишет такой пограндоговор, потому что «в Латвии скрываются вопросы о положении неграждан». Полагаю, это частное мнение депутата. Не та ситуация и не тот случай, когда договор о границе следует рассматривать в пакете с другими актами. Как любит повторять президент Путин, «котлеты отдельно, мухи отдельно». Решение о голосовании по правительственному законопроекту не может быть предметом торга между парламентскими фракциями. Тем более что за пограндоговором следует договор о социальных гарантиях, который как раз негражданам очень нужен.

Более обоснованным мне представляется предложение «Центра согласия» поручить Кабинету министров отозвать пресловутую декларацию, чтобы она не всплыла впредь, и конкретизировать ссылку на «международно признанную государственную преемственность Латвийской Республики».

Подстраховаться, конечно, не лишнее дело, но, полагаю, российская сторона уже рассмотрела этот вопрос: договор о границе с Латвией нужен и ей. В эти дни состоится встреча президента Путина и канцлера Меркель – Германия начинает председательствовать в Евросоюзе, а в феврале ожидается ратификация Европарламентом визового соглашения РФ – ЕС. Будет снято и эмбарго на поставки польского мяса в Россию, что откроет путь к подписанию нового соглашения о сотрудничестве ЕС – Россия. И будто просматривая новые горизонты этого сотрудничества, Россия начинает активизировать отношения с нашей страной.

Сигналы есть

Буквально в канун представления «варианта Калвитиса» из Москвы поступило сообщение о заполнении многолетней вакансии – назначен российский сопредседатель межправительственной комиссии, и, замечу, весьма высокого уровня – министр транспорта РФ Игорь Левитин, уже заявивший о скорой встрече с Оскаром Спурдзиньшем. А еще раньше он намерен встретиться с министром сообщения Айнарсом Шлесерсом. По неофициальной информации, речь пойдет о снижении железнодорожных тарифов в направлении латвийский портов, которые сегодня почти в три раза выше, чем в литовском направлении.

В эти же дни назначен и новый председатель группы Госдумы РФ по связям с Сеймом Латвии – Анатолий Старков («Единая Россия»), который уже обменялся телеграммами с Дайнисом Турлайсом, но оговорился, что толчком к межпарламентскому диалогу может стать подписание и последующая ратификация договора о границе. Намедни в Риге прошли переговоры представителей министерств экономики России и Латвии. В начале февраля в Ригу приезжает достаточно авторитетный и влиятельный российский политик Евгений Примаков – «для дальнейшего укрепления российско-латвийского экономического сотрудничества». Это ли не политические сигналы?

А президенту все равно?

Вопрос: как быстро представленный Калвитисом законопроект станет законом и когда пограндоговор будет подписан?

«Мне этот вопрос совершенно безразличен», – прокомментировала ситуацию г-жа Вике-Фрейберга. Простите, г-жа президент, но это лукавство. Главе государства не может быть безразличным вопрос межгосударственных договоров. Или сказывается обида на политиков за тот дискомфорт, что ей пришлось испытать в Москве в мае 2005 года? Чувствовала она себя там действительно неуютно, а могла войти в историю нормализации отношений с Россией. Тогда не сложилось.

Скорее всего, г-жу Вике-Фрейбергу обидела недипломатичная фраза о том, что «при нынешнем президенте Владимир Путин в Латвию не приедет». Как знать! И стоит ли таить обиды, если есть возможность на высоком аккорде подойти к завершению президентского срока – пригласить российского коллегу в Ригу?

Тот срыв подписания пограндоговора латвийской стороной оставил неприятный осадок, но Владимир Путин незлопамятен. С Вайрой Вике-Фрейбергой он познакомился еще несколько лет назад, когда пригласил ее в Давос. И Вике-Фрейберга летала в Швейцарию, за что национал-радикалы назвали ее «девочкой по вызову». Та встреча не имела продолжения.

А на следующей неделе в том же Давосе опять пройдет Всемирный экономический форум, в числе почти 2000 участников будет и президент Латвии. Не знаю, прилетит ли туда Путин, но там будет Михаил Фрадков…

В общем, все может быть. И визит Путина в Ригу – тоже.


Написать комментарий