Галина Петрова: «Школа это моё»

Наверное, нет такого человека, который бы, изрядно повзрослев, не вспоминал свои школьные годы. Именно там, в детстве и ранней юности с нами происходят самые главные, самые важные события, определяющие нашу дальнейшую жизнь. Прекрасно, если тогда рядом с нами были хорошие друзья и учителя. Особенно - учителя.

Вспоминая свою школу, я до сих пор думаю, как же повезло всем учившимся у нашего физика “ВикторСаныча” – обожаемого “Фантомаса”, за которым полшколы ходило хвостом и вечно что-то изобретало в кабинете физики. А уникальная математичка “Лидиванна”, вообще не умевшая сердиться, а хохотушка Нина, почти певшая нам на уроках биологии про “рибозу и пентозу”. Что это такое я давно забыла, а вот вдохновенное лицо и чистый высокий голос учительницы помню. Безгранично уважаемая и любимая Марго до сих пор работает в школе. Такая же стройная, высокая, с огромными мудрыми глазами. Умница необыкновенная и по-прежнему красавица, несмотря на годы. Всю жизнь преподает русский язык и литературу. Для нескольких поколений школьников Маргарита Александровна (среди учеников – “Марго” или “Королева Марго”) – идеал, причем идеал всегда готовый тебя выслушать, понять, обязательно помочь.

Думала, таких учителей практически не осталось в нынешних условиях. Оказывается, не скудеет школа учителями “милостию Божьей”.

Немало выпускников теперь уже ликвидированной “крепостной” школы и нынешней 15-й назовут среди таких историка Галину Васильевну Петрову. Прежде влюбленные в нее дети тоже звали ее между собой “наша Галочка”, сегодня (“спасибо” билингвальному образованию) обращаются просто: skolotaja, хотя любят, наверное, не меньше.

Как становятся учителем на всю оставшуюся жизнь? Что держит в школе и как чувствует себя учитель среди нынешних школьников – об этом и многом другом мы говорили с Галиной Петровой.

С этой обаятельной и умной женщиной я знакома уже не первый год. А тут встречаю недавно в генконсульстве России и даже слегка удивляюсь, что Галина по-прежнему в школе работает.

“Да, были искушения в жизни и не раз, – признается она. – Помню меня, уже начавшую работать учителем истории, профессор ДПИ И.Вейнберг, уважаемый, известный ученый пригласил поступать в аспирантуру, а потом – идти в науку. Я, конечно, была очень смущена и польщена – не скрою – предложением очень авторитетной личности, но… подумала и отказалась, хотя никаких тормозящих причин не было, и учиться мне очень нравилось. Просто внутри что-то подсказало остаться в школе. Потом по жизни еще были такие же ситуации, когда я выслушивала предложения о новой, более спокойной, уважаемой и денежной работе. Выслушивала и отказывалась в пользу школы.

Школа – это мое. Она позволила мне раскрыться и реализовать себя как личность. А ведь в свои школьные годы я мечтала быть актрисой".

Галина родом из Даугавпилса, из крепкой староверской семьи, где знали и чтили традиции дедов.

“Летом в детстве немало времени провела на бабушкином хуторе. Вокруг – такая красота, которую впитываешь, как воздух, незаметно для себя. И хочется уже в своей душе создавать красоту и гармонию. А как это сделать? Конечно, через искусство, литературу. И я, подрастая, становилась заядлой книгочейкой. Читала запоем художественную литературу. А еще в нашей 11-й, тогда большой и успешной школе, работали супруги Хохловы, и Петр Хохлов руководил драмкружком, ставил с ребятами спектакли. Я с огромным удовольствием в этом участвовала и хотела после школы поступать в театральное училище, как и моя подружка. Но, помню, мама охладила мой пыл, сказав: “Лучше быть хорошим учителем, чем посредственной актрисой”. Конечно. Я возражала, но послушалась и поступила в наш “пед”. А подружка, кстати, не сразу, но все-таки поступила в театральное, закончила, но судьба ее как актрисы так и не сложилась. А я стала студенткой филфака, где давали специальность учителя русского языка, литературы и истории. Что за прекрасные люди нас учили: Э.Мекш, Л.Цилевич и Л.Левитан, наш куратор Н.Михалева, Б.Волкович – все они были серьезными специалистами и яркими, многогранными личностями. Борис Залманович Волкович организовал студенческий клуб и долго им руководил. Там витал дух студенческого братства, творчества, взаимопонимания. Из этого клуба вышло немало известных в городе и за его пределами людей: М.Дубовский, Б.Иванов, Л.Смыкова, А.Барбакадзе и многие другие. До сих пор все “наши”, кто может, каждый год летом собираются у Бориса Иванова поговорить, песни попеть, вспомнить наше студенчество!"

После окончания института миловидная, миниатюрная, как Дюймовочка, молодая учительница получила направление на работу в “крепостную” школу учителем истории, так как свободных часов по литературе не было. Галина не припомнила какие-то особые трудности в начале своего педагогического пути. Конечно, некоторый страх первых уроков был, но прошел довольно быстро: ребятам с молодой, доброй, увлеченной своим делом “историчкой” было интересно, а ей самой очень нравилось вести детей по лабиринтам истории и видеть, как загораются их глаза неподдельным интересом к “делам давно минувших дней”.

Почти 15 лет проработала Г.Петрова в Крепости, а потом была приглашена в 15-ю среднюю школу, где также увлеченно преподает до сих пор историю и историю культуры у старшеклассников.

- Галина, насколько изменились нынешние дети по сравнению со школьниками начала 80-х?

- Древние римляне говорили: времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Поэтому и дети, и взрослые сегодня, как в песне, не такие, как вчера. И это естественно. Другое дело, что, пережив мощный социальный стресс в начале 90-х годов, все понесли какие-то духовные и душевные утраты. Так, у большинства родителей изменилось отношение к школе и вообще к образованию. Родители (не все, конечно) почти не интересуются успехами или промахами детей, не ходят на родительские собрания, мотивируя это занятостью. А у нынешних учеников очень сузился кругозор, исчез романтический взгляд на мир. Вспомни, как мы лет с 10-12 читали Майн Рида, Жюль Верна, Стивенсона, Дюма. А сейчас “Три мушкетера” не интересны, а про Гулливера и Робинзона Крузо мало кто слышал, хотя про Тома Круса знают все. Получается, что какие-то общекультурные понятия отступают, заменяются некоей культурологической жвачкой, где есть сиюминутная гламурность, обертка, но нет подлинного искусства, литературы, культуры. Наверное, должно еще пройти время, чтобы все вернулось на круги своя, хоть и на новом витке спирали развития.

- В чем сегодня состоит главная сложность для учителя латвийской школы? Недавно наш президент В.Затлерс громко и внятно сказал правду о ситуации в сфере образования.

- Работать трудно из-за того, что нововведения в школе не продуманны, учебники вызывают множество претензий. Замечу, что не только в Латвии есть такие проблемы. Недавно мне довелось побывать в Москве (Латвию представляли два человека – Г.Петрова и учитель из Риги) на представительной конференции, посвященной учебникам истории в школах постсоветского пространства, которую проводил Институт стран СНГ и Балтии. Учителя из Узбекистана, Грузии, Молдовы, Украины, Литвы и других республик рассказывали, как перекраивается история в угоду политике. Разумеется, это прием не новый и использовался во многие века, но сегодня детей под соусом патриотизма пичкают даже не научной фантастикой, ну, например, что украинцы как народ возникли 140 тысяч лет тому назад, раньше неандертальцев.

На конференции было много ценных, конструктивных предложений, в том числе касающихся и сохранения нашей общей истории без искажений и домыслов. Это нужно всем, кто будет жить на земле после нас.

- Я помню, что в “ледниковый период” отношений Латвии и России вы несколько лет подряд проводили конкурс “Знаешь ли ты историю России?”
- Да, было такое. В 1998 году, благодаря С.Аверину, тогдашнему работнику ЛРЗ, человеку интересному и деятельному, возникла идея провести среди наших школьников такой конкурс. Пригласили к его организации всех учителей города. В итоге нас осталось только двое: М.Строганова и я. Помогал нам еще создатель и глава военно-исторического клуба В.Львов.

Детей, победивших в конкурсе, мы повезли в Санкт-Петербург, потом были еще Москва и международный лагерь “Дружба”, куда мы возили ребят уже со всей Латгалии в течение 5 лет. А потом ребята из Москвы и Питера приезжали к нам. На недавно прошедшей встрече в генконсульстве России я с удовольствием узнала, что в этом году тоже будет конкурс среди школьников Латгалии на знание истории России и Латвии. Я очень рада, что у детей появится возможность расширить свой кругозор, а победители еще и подарки получат.

- В вашей семье дети пошли по стопам родителей?

- Не совсем. Сын заканчивает учебу и будет офицером-пограничником, хотя мой муж в свое время закончил Рижский авиационный институт с красным дипломом и стал инженером. А дочка учится в Латвийском университете на биолога, но пойдет в школу работать или нет, пока не знаю. Если почувствует, что хочет всю жизнь учить детей, тогда конечно.

А если душа не лежит – самая замечательная профессия будет казаться неподъемной ношей. Я абсолютно убеждена, что профессию нужно выбирать не из-за денег, престижа или моды, а в соответствии со своими душевными устремлениями. Тогда жизнь, несмотря на все ее сложности, будет праздником, который всегда с тобой.

Альбина ДАВЫДЕНКО

24.01.2008 , 13:25

"Сейчас"


Написать комментарий