Мифология в тарелке

С завидной периодичностью, как тайфуны в Америке или выборы в Государственную думу, на граждан России обрушиваются потребительские ужастики, особенно в области диетологии, попросту – питания. И едим мы не то, и травят нас производители (особенно иностранцы), и на этикетках не пишут (или даже пишут) про яды, содержащиеся в продуктах. Разобраться с диетическими мифами попробовал обозреватель “Недели” Петр Образцов.

Надо ли верить подряд всем страшилкам о нашем питании

Съедобная цифра

Началось все давным-давно, еще в буйные 90-е прошлого века, когда граждане обнаружили в своих почтовых ящиках неподписанные листовки с перечнем “ядовитых” индексов Е. И с тех пор эта листовка время от времени воспроизводится в открытой печати и на разных сайтах интернета.

На самом деле индексы Е призваны сообщить покупателю, что добавлено в этот напиток, кекс или консервы. Пищевая промышленность использует сейчас тысячи различных добавок, в том же кексе их может оказаться множество.

Но по закону потребитель должен знать, что он отправляет в рот, и химический состав добавок приходится указывать на этикетке. Однако места на этикетке просто очень мало – например, на жевательной резинке вообще с гулькин нос. И чтобы выполнять требования закона, пищевики придумали систему сокращений – индексы Е. Каждому использующемуся веществу присвоен свой индекс. Лимонной кислоте, например, Е330 – а в листовке этот Е330 назвали канцерогенным.

Если дотошному гражданину захочется узнать, что скрыто за этим символом, – пожалуйста, есть куча справочников и правильный сайт в интернете. Не говоря уже о логике: какой производитель добровольно напишет на этикетке своей колбасы, что в ней есть отрава?

Для пущей убедительности: все мы не только едим индексы Е, но даже и дышим ими – азот, использующийся для консервирования некоторых пищевых продуктов, имеет индекс Е941. А воздух, напомним, это смесь азота и кислорода, причем азота втрое больше.

Картошка с рожками

Другая активно разрабатываемая зелеными тема – борьба с генно-модифицированными источниками (ГМИ).

Откроем страшную тайну. ГМИ – это растения, полученные методами генной инженерии с целью придания им каких-нибудь симпатичных свойств. Например, выведена картошка, которую не ест колорадский жук. Выведена коза, в молоке которой содержится ценнейший противораковый фермент. И кукуруза, устойчивая к гербицидам, – т. е. поливаешь поле раствором, убивающим растения, а гибнут только сорняки. Проблема борьбы с ними решена, что особенно полезно в России, где уже невозможно выгнать на прополку сотню кандидатов и докторов наук.

Теперь о самом методе. Раньше, чтобы вывести более полезное растение, проводили селекцию – отбор наиболее качественных колосков. Их сеяли, дожидались осени и опять отбирали самые лучшие. Их снова сеяли, отбирали и… лет этак через двадцать получали выгодный сорт. А сегодня можно иначе: выделить из какого-нибудь стойкого камыша ген “неполегания”, вставить в зародышевую клетку пшеницы и получить – через всего один год! – растение, которое не согнет даже тайфун “Катрина”.

И это все. Генная модификация – это просто ускоренная в сто раз селекция. Никакого вреда от нее быть не может по определению.

Хлеб из неполегающей пшеницы в желудке даже зеленого едока все равно разлагается на составные элементы и не превратит едока, как думают зеленые, в декоративное растение камыш. А от молока геномодифицированной козы они не превратятся, как братец Иванушка, в козленочка. Хотя с точки зрения интеллекта они уже относятся к этому классу копытных.

Для завершения темы напомним, что абсолютно все читающие эту заметку представляют собой ГМИ, потому что в процессе зачатия прошли стадию генной модификации и получили часть генов от папы, а часть – от мамы.

“Кремлевские” что-то напутали

Современному горожанину, не занятому профессионально на лесоповале, требуется в сутки 2500 ккал мужчинам и 2200 ккал женщинам. Из этих величин примерно 1000 ккал уходит на сохранение гомеостаза, т. е. обеспечение протекания всех химических реакций в организме и поддержание температуры тела около 37 градусов. Желающим похудеть следует так сократить потребление пищи, чтобы общая калорийность ее составляла на 300 ккал меньше, т. е. 2200 ккал (м) и 1900 ккал (ж). На этом принципе построены многие диеты, включая модную “кремлевскую”, и совершенно напрасно. Конечно, имея в руках ручку и калькулятор, несложно посчитать количество калорий, содержащихся в вашем рационе. Если на пачке печенья или пельменей и не записана энергетическая ценность, то содержание белков, жиров и углеводов, скорее всего, будет отмечено. Полезно знать, что 1 грамм жиров дает 9 ккал, а 1 грамм белков или углеводов – 4 ккал. Кроме того, имеется масса таблиц калорийности конкретных продуктов, практически всегда представляющих собой трудноразделимую смесь жиров, белков и углеводов. Бери и считай. И при желании похудеть, присущем каждой женщине и некоторым мужчинам, можно довести свой рацион до идеального и переплюнуть хоть Барби, хоть Шварценеггера. Ан нет, ничего не получится.

Во-первых, далеко не все питательные вещества усваиваются, часть препровождается в толстую кишку… и далее. Во-вторых, степень извлечения этих веществ и соответственно энергетический эффект пищи зависят от множества факторов, в том числе от генетических. В-третьих, так “задешево” похудеть, просто отказавшись от лишних калорий, не выйдет.

Придется бегать-прыгать и заниматься прочей физкультурой. Так что диета, хоть “кремлевская”, хоть пролетарская, просто так не поможет. Необходимо основательно изучить собственный обмен веществ, определить свои гастрономические “ошибки” и купить хотя бы простейший тренажер. Хотя внимательно читать этикетки и в уме прикидывать калорийность все же стоит, чтобы избежать распространенных заблуждений.

Например, пиво обвиняют в образовании “пивного животика” – а в действительности оно значительно менее калорийно, чем обычные цветные газировки. Это не реклама пива – напоминаю, что пиво по-прежнему вредный напиток, часто приводящий к алкоголизму. Но калорий меньше!

Наша корова не подведет

Холестерин – жироподобное вещество, склонное откладываться на стенках сосудов в виде холестериновых бляшек, сужать их до опасной величины или даже закупоривать. Борьбе с холестерином последние лет 50 были посвящены лучшие силы медицины и диетологии, а также маргариновой промышленности. В коровьем масле холестерина много, а в маргарине из подсолнечного масла нет совсем.

И лишь недавно выяснилось, что при производстве маргарина получаются так называемые трансжиры, гораздо более вредные, чем холестерин в сливочном масле. На этикетках американских продуктов теперь положено указывать, сколько в них трансжиров.

Птица из-за границы

Недавно соседка поведала мне еще одну страшную тайну, открытую ей в очереди за импортными окорочками. Оказывается, к нам поступают только правые куриные ножки – именно в них иностранцы вкалывают гормон роста. Ножки распухают, тяжелеют и после отделения от тушки отправляются в несчастную Россию. А левые ножки, без вредного гормона, едят сами русофобы. Я был вынужден разочаровать соседку. Во-первых, если бы даже и кололи только в правую ногу, гормон все равно быстренько распространился по всему организму хохлатки. А во-вторых, использование гормонов запрещено на противном Западе уже лет пятнадцать. К тому же правые, толчковые, ножки даже вкуснее…


Написать комментарий