После них – хоть потоп! А нам его расхлебывать 1

“Никакого грандиозного развития водного хозяйства в Даугавпилсе на самом деле не происходит, – рассказал “Нашей Газете” после прочтения статьи “У Европы на крючке”  Алексей Провиденко.

А происходит грандиозный обман даугавпилчан. Европейские миллионы тратятся так бездарно, что лучше бы вообще ничего не делалось. Правда, в этом случае нельзя было бы столько украсть!"
Двинские власти который год испытывают терпение своих жителей на прочность. Так, по части экспериментальных нововведений в оплате счетов за коммунальные услуги Даугавпилс давно впереди Латвии всей. К примеру, в Риге еще только думают, ввести ли с будущего года плату за циркуляцию воды, а даугавпилчане за это уже платят. Мы второй год вынуждены жить в перепаханном вдоль и поперек городе с безобразными дорогами. А кому посчастливилось проживать в центре — три месяца обходиться без горячей воды. Многие, не выдержав многочисленных местечковых пыток, бегут из Даугавпилса куда глаза глядят. Мужественные оставшиеся пытаются смотреть в будущее с оптимизмом. Нам ведь все время обещают: потерпите всего чуть-чуть, совсем скоро жить в городе станет комфортнее. Однако, чем больше узнаешь о реальной ситуации от специалистов, тем меньше остается оптимизма.

Очистили на славу

— Более 13 миллионов евро — одну треть выделенных из Европейского фонда Кохезии средств на развитие водоснабжения и канализации в Даугавпилсе — предусмотрено потратить на реконструкцию даугавпилсских очистных сооружений, — говорит А. Провиденко. — Стратегическая ошибка заключается в том, что очистные сооружения нужно было вообще вынести за черту города. Это навсегда решило бы проблему неприятных запахов; у очистных сооружений появились бы новые иловые поля. При этом значительно сократились бы затраты на текущую эксплуатацию. Такой проект у Даугавпилса был. Я хорошо об этом знаю, так как в то время руководил строительным трестом. Очистные сооружения не просто планировалось перенести в сторону Ликсне, а уже был сделан большой объем работ: разработан проект с техническими и экономическими обоснованиями, проведены геологические работы, на новую площадку проложено 8 км напорного коллектора, сделана современная канализационная насосная станция. На все это ушло 2 миллиона долларов — огромные по временам начала 90-х годов деньги. Если действовать по уму, то следовало этот проект продолжить: найти около 5 миллионов долларов и закончить строительство. Но дешевый и рациональный проект был отвергнут. Вместо 5 миллионов долларов мэрия в очистные решила вложить 11 млн., и при этом оставить их в центре. Отцами Даугавпилса овладело вовсе не временное помрачение рассудка. На городское руководство тогда надавили из Риги. Мол, Всемирный банк готов выделить деньги, берите то, что дают, тратьте так, как говорят. Иными словами, побыстрее втюхивайте отпущенные средства и не рыпайтесь. Платой за эту уступку был отданный на обслуживание кредит G 24. В результате все ранее проведенные в Даугавпилсе работы оказались бросовыми, а миллионы — бесполезно потраченными. За бешеные деньги мы получили вонючую помойку в центре города. А теперь нам говорят: в других городах очистные сооружения тоже расположены в центре, и ничего. И ни слова о том, что делается это только в тех городах, где нет таких возможностей как у Даугавпилса — свободной земли по низкой цене. Ведь первоначально проект по выносу очистных сооружений начал реализовываться как более дешевый в эксплуатации. Он был современным, начатое можно было спокойно продолжать. Для того, чтобы довести этот проект до ума, сегодня, к выделенным Европой 13 миллионам, нужно было добавить совсем немного. Ведь что бы ни говорили, никакие фильтры вони не уберут. Однако, вместо этого очистные сооружения стали модернизировать на месте, по сути — глубже производить процесс очистки. При этом для старых иловых полей в Крыжах — ничего не сделано. А “зеленые” доказали: вредная вода с иловых полей запросто может попасть в скважины, откуда Даугавпилс получает питьевую воду.

“Халява” выйдет боком

Что касается реконструкции всего остального и заявления, что Даугавпилс получил грандиозный проект — тоже очередная ложь. Потому что все те работы, которые выполняет водоканал за европейские миллионы, даже с большой натяжкой нельзя назвать развитием городского водоснабжения. Светлыми пятнами в проекте являются лишь прокладка по дну Даугавы на Гриву двух дюкеров (водопровода и канализации) и подключение новых потребителей. Все остальное “развитие” — это текущие эксплуатационные расходы — непрерывный процесс, который по времени без ущерба для горожан мог осуществляться постепенно. Во всех городах затраты на эксплуатационные расходы дотируются либо из самоуправленческого, либо из государственного бюджета. А в Даугавпилсе эксплуатацию обозвали развитием и стали менять трубы. То, что их нужно было менять по причине критического износа — из области фантастики. К примеру, на улице Саулес выбрали трубы теплотрассы, которые несколько десятков лет пролежали в земле, а они и сейчас как новые, даже ржавчины не видно. Но их поменяли на новые с улучшенной изоляцией. Хотя можно было улучшить изоляцию и старых труб. Городу это обошлось бы намного дешевле. То же касается и водоканала. Из 190 км городского водопровода и 200 км канализации произошла замена труб только на одной десятой доле территории. Да, это мизер и мышиная возня, но в это вбухнули миллионы!

— А на ваш взгляд, что нужно было делать для усовершенствования городского водоснабжения?

— Сегодня только 80% даугавпилчан пользуются такими благами цивилизации как водопровод и канализация. Нужно было развивать как раз это направление, подключать к сетям как можно больше желающих. В магистралях и у потребителей пропадает 30 % воды. Если думаете, что воду воруют, или она куда-то исчезает, и никому неизвестно куда, то ошибаетесь. Львиная доля потерь происходит в водоподогревателях, когда вода, проходя через скоростник, не доходит до потребителей, а возвращается обратно тепловым сетям. Этот дефект водоподогревателей с легкостью можно было бы устранить. Один прибор на 60-квартирный дом стоит около 1,5 тысяч латов. И проблем “испарившейся воды” не будет. То же касается и проблемы неучтенной воды. Существуют современные счетчики воды по типу электрических, но снабженные чипом. Они не так уж и дорого стоят — 130-140 латов на квартиру, но оператор может снимать с них показания дистанционно, даже не заходя к клиентам, и моментально со всего дома. Можно было привести в порядок внутридомовые сети, поскольку ненадежность всей системы больше всего проявляется при подводах и отводах водопровода — канализации именно в домах. Вот на все эти до сих пор нерешенные проблемы нужно было выпрашивать деньги у фонда Кохезии. Потому что в цивилизованном мире интересы абонента, ублажение потребителей ставятся на первое место. В Даугавпилсе же напрочь забыты простые люди. Дармовыми деньгами покрываются будущие эксплуатационные затраты. Для водоканала это хорошо, а вот для жителей нашего города — не очень-то. Дело в том, что полученные европейские миллионы водоканал поставит себе в баланс, а амортизация от полученных денег попадет в пассив, то есть, принесет организации убытки. А это, в свою очередь, будет формальным поводом для того, чтобы регулятор включил деньги, предоставленные Европой вроде бы безвозмездно, в тариф для горожан. Срок амортизации 33 милионов — 7-9 лет. Но об этом все молчат. Так же как о том, что если бы средства вкладывались в процессе эксплуатации систем, на тарифах бы это никак не отразилось.

Без царя в голове

— Сегодня специалистов, умеющих грамотно управлять, в Даугавпилсе явно недостаточно. Все политизировано. То, что дилетанты-верхи натворили, уже видно. Со страшными технологическими нарушениями ведется замена труб, при этом искусственно создана масса неудобств для даугавпилчан: строители работают неполный световой день, улицы месяцами простаивают закрытыми. Но координирующего органа, который мог бы вмешаться в отношения между водоканалом и генподрядчиком, чтобы остановить беспредел в городе, нет. Нет грамотных специалистов ни в руководстве думы, ни в “Буввалде”. А есть две структуры, заинтересованные друг в друге. Не мне объяснять читателям, что такое откат. Из-за меркантильных интересов, и заполучения дополнительных 7-8 миллионов при замене трубопровода, дороги восстанавливаются не на всю ширину.

Хотя это — прямые затраты заказчика, и они были предусмотрены проектом. Я уверен, что сметой предусмотрено и укрепление откосов траншей. Технология такова, что если копать двухметровую траншею, то нужно укреплять либо ее стенки, либо откосы. Иначе грунт впоследствии невозможно будет уплотнить. Но в Даугавпилсе никаких укреплений не ставится. А это чревато тем, что уже через три-четыре года улицы, которые сегодня асфальтируются, будут в сплошных просадках и ямах. Для того, чтобы сделать дороги как следует, придется заново снимать весь асфальт и выравнивать щебеночное основание.

— Ну это же кошмар! Значит, жителям Даугавпилса пожизненно придется ходить и ездить по ужасным дорогам? И еще за это сомнительное удовольствие расплачиваться по европейским тарифам на канализацию и воду! Да зачем нам вообще в таком случае сдались эти евромиллионы, если мы не в состоянии ими разумно распорядиться?!

— А Европа посмотрела на нас и подумала: вы вроде бы уже и умылись, но какие-то непричесанные. Нужно своим собратьям выделить деньги на развитие — “прическу”. А причесывать Даугавпилс нужно было начинать от жильцов. Чтобы горожане получили удобную и цивилизованную среду обитания, чтобы им хотелось здесь оставаться жить. В Европе-то не знают, какая у нас безголовая верхушка.

Действительно, нужно обладать особыми “талантами”, чтобы умудриться дармовые миллионы на развитие городской инфраструктуры пустить коту под хвост!

Людмила Стома

17.07.2008 , 13:48

"Наша Газета"


Написать комментарий

Ребят, а какого числа можно будет ванную принять? А то на мне мох вырос.