Народ всегда прав?

Не уверен, что народ всегда прав. Будь так, мир не знал бы потрясений, обернувшихся величайшими трагедиями. И в стране нашей многое складывалось бы иначе. Но часто политические демагоги упирают на правоту народа и его мнение лишь в надежде, что мы, этот самый народ, поможем им добиться своей цели – быть во власти.

Вместо того чтобы устраивать референдумы, нужно изменить систему выборов

Мы как дети…

И мы помогаем таким политикам, поддаемся на политические провокации, наивно полагая, что наше мнение что-то значит для тех, кого мы сами делегировали во власть, кто принимает решения и кто просто манипулирует нашим мнением. Мы же как дети, все всерьез принимаем…

Когда депутаты решали судьбу главы ББПК Лоскутова, под окнами Сейма буйствовал пикет в его защиту. Экзальтированные дамы размахивали плакатами, заготовленными организаторами “народного гнева”, и заваливали цветами того, в чьем ведомстве вскрылось крупномасштабное воровство. А он уже возомнил себя невинно страдающим героем, а страдальцев и гонимых народ любит, так что, полагаю, он уже примеряется к роли локомотива той партии, что вывела людей на улицу. И в образе неутомимого борца с коррупцией замелькал в рекламном ролике, завлекая народ на референдум, похоже, так и не поняв, что стал игрушкой в руках отодвинутых от власти политиканов.

Вывести народ на улицы не трудно, власти дают достаточно поводов для недовольства и протестов. Но и прозябающие нынче в оппозиции политики, окажись во власти, действовали бы так же и через месяц-другой тоже народной любовью не пользовались бы. А во власти они уже были.

Мы критикуем нынешнее правительство, что оно не отстаивает интересы страны в евроструктурах, не добивается переходных периодов при введении директив ЕС, неумело распоряжается деньгами из еврофондов. Латвия же вступала в Евросоюз неподготовленной, и правительство тогда возглавляло “Новое время” – то самое, осколки которого объединились нынче с экс-тевземцами в Гражданский союз, взявший на себя роль главного смутьяна и оппонента правительства.

А тогда премьером был Репше, Калниете возглавляла МИД, и запомнились они трехкратным увеличением министерских зарплат и регулярными визитами в “вашингтонский обком”. А еще беспрецедентно циничным отношением к мнению части латвийского народа, бурно протестовавшей против насильственной ликвидации русского образования. Кстати, Черный Карлис Шадурскис, “герой” тех протестов, сегодня тоже среди апеллирующих к народному мнению.

По примеру Тэтчер

Мне не нравится правительство, потому что оно неспособно на радикальные меры в борьбе с инфляцией, а иначе ее не усмирить. А кто на такие меры решится, кто способен последовать примеру “железной леди” Тэтчер, за четыре года сократившей инфляцию в пять раз? Среди нынешних критиков власти таких нет. Когда-то Андрис Шкеле крайне непопулярными мерами буквально спас от краха пенсионный фонд, став крайне непопулярной личностью.

Один из основателей “Другой политики” Артис Пабрикс предупреждает, что Кабинет Годманиса может рухнуть осенью из-за разногласий в коалиции, но все зависит от ситуации. Уж не решится ли Годманис последовать примеру Шкеле? Сейчас спикер Сейма Гундарс Даудзе предупреждает, что прошедшие на референдуме поправки к Конституции затормозят ряд важных, но непопулярных решений.

Полагаю, не поправки затормозят, а политики и правительство просто побоятся еще большей волны народного протеста – непопулярные решения, способные спасти предкризисную ситуацию, народу, конечно же, не понравятся, чем опять воспользуются оппозиционные политики для отставки правительства, ссылаясь на мнение народа.

Если б потребовался референдум по вступлению Латвии в НАТО, думаю, запуганный апологетами альянса народ в большинстве своем поддержал бы – ужастиков об имперских амбициях России и вообще о хищничестве восточного соседа выплеснулось на народные головы в избытке. Но никто не сказал бы народу, что по нормам НАТО военный бюджет страны будет почти в полтора раза превышать потребности нашей пятитысячной армии. Хотя не уверен, что народ обратил бы внимание на эти цифры.

Впрочем, внешняя политика – сфера Сейма, мнение народа учитывать не надо. И Сейм в числе первых ратифицировал конституцию Евросоюза, позже проваленную на референдумах во Франции и Голландии, а потом и Лиссабонский договор, на сей раз заблокированный Ирландией.

Без ужастиков

В нашей якобы демократической стране такое просто невозможно. А что такое демократия? Это власть внутренне свободных людей, это обязательный учет народного мнения. И кто определил, по каким вопросам обращаться к народу, а до каких народ не дорос?

Ирландцев упрекают, дескать, отвергли Лиссабонский договор, не прочитав его. А латвийцы, которых зовут на референдум о праве народа распускать Сейм, читали предлагаемые поправки? Президент Затлерс призывает хотя бы прочитать проекты поправок, чтобы понять, о чем там идет речь. Думаю, даже прочитав, не все поймут суть предложений. Пока что все понимают одно: мы получим право разогнать Сейм и избрать новый. Вот этим правом и будут пользоваться политиканы, не сумевшие попасть во власть. Жизнь ведь не шахматы – здесь одного мата (читай: народного гнева) недостаточно для того, чтобы король (читай: Сейм) сложил свои полномочия.

Во-первых, над нынешним Сеймом такая угроза не висит, он благополучно просидит еще два с лишним года. Во-вторых, из кого избирать новый Сейм вместо разогнанного? Так что 85, а то и 90 лиц будут знакомы по прежним составам парламента, остальные будут такими же.

А в-третьих, о чем мы с вами думали, в какие списки смотрели и почему в октябре 2006 года голосовали за тех, чьей отставки стали требовать уже через год, включившись в “революцию зонтиков”? Невнятность и неопределенность предлагаемых поправок вкупе с не самой благоприятной экономической ситуацией создали благоприятную среду для разного рода популистов, чем те и воспользовались, соблазнив народ виртуальным правом распускать Сейм.

Лидер “Центра согласия”  Нил Ушаков сокрушается, дескать, активность будет низкой. Но не означает ли это, что народ наконец-то осознает, что им манипулируют, и не захочет участвовать в не очень чистоплотных играх, потому и проигнорирует организованный оппозицией референдум?

Хотя это и не значит, что народ не хочет изменений в выборной системе, поняв наконец-то, что существующая система делает депутата независимым от избравшего его народа, голосовавшего не за конкретного человека, а за безликий партийный список из спрятавшихся за популярным локомотивом людей.

И потому более логичным было бы требование мажоритарной системы, или смешанной – 50 депутатов по партспискам, 50 – по одномандатным округам. Об этом уже много говорилось, но политики не идут на изменение системы, потому что под угрозу ставится их независимость от народа, не дадут они права отзывать несостоятельного политика-депутата.

А нынешний референдум – очередная профанация действительно демократического права народа, его опошление и осквернение. И поддавшийся на популистские лозунги народ вряд ли будет прав.

Хотя если народное волеизъявление состоится и мы получим право распускать парламент, может, это заставит депутатов задуматься и стать более прагматичными. В чем я, впрочем, сомневаюсь…

Анатолий КАМЕНЕВ


Написать комментарий