Душа самурая живет в мече

Уже два года в Даугавпилсе существует клуб японских боевых искусств под названием "Мусаши".

И недавно его участники приступили к освоению весьма занимательного и загадочного явления — перехода по ходу боя в некое измененное состояние разума…

Конечно, это определение очень условно и грубо. И да простит нас за его топорность президент “Мусаши”   Геннадий Степанов, согласившийся приоткрыть нам завесу тайны, на которую наталкивается любой непосвященный европеец, встречаясь с тонкой мудростью японского кендзюцу.

Кендзюцу — это аристократическое искусство владения мечом, мастерство, коим следовало овладеть всякому уважающему себя японскому аристократу. Здорово, что теперь каждый настырный даугавпилчанин старше 18 лет тоже может овладеть кендзюцу и стать немножко самураем… Даугавпилсский клуб “Мусаши” сейчас сотрудничает с рижскими и японскими мастерами. Забавно, но Геннадий настаивает, что дешевле съездить раз в год в Японию, чтобы взять уроки мастерства у тамошних мастеров, чем отправиться за подобным в Европу или в ту же Ригу…

И вот мы сидим с Геннадием и рассматриваем фотографии. Внушительная экипировка воинов впечатляет: просторные кимоно цвета индиго, как ни странно, не мешают свободе движений, а нагрудники и особые шлемы защищают от возможной жестокости удара меча… Тренировки кендо и кендзюцу регулярно проходят в помещении даугавпилсской школы №10.

— У Вас самого есть меч?

— Да, конечно! У каждого самурая есть меч (смеется). На этой фотографии я с тренировочным мечом, с которым разрешено даже летать в самолете — правда, в отдельном отсеке. При изготовлении таких мечей используется специальная добавка металла, от которой в аэропорту меч светится красновато-зеленым светом. Тренировочный меч официально не признается холодным оружием. Причем выехать с таким мечом из Японии сложнее, чем из Латвии. В Японии очень следят за тем, чтобы под видом тренировочных мечей не вывозили национальные ценности. У нас тоже есть культура мечей, но мы об этом немножко подзабыли…

— А под кимоно носите какую-нибудь защиту?

— Доспехи защищают тело. Система японского фехтования очень строго ограничивает зоны поражения, куда можно ударить соперника. И все эти зоны защищены. Если человек промахивается, то, поверьте, это больно… Вообще направлением кендо можно заниматься всем, независимо от возраста — и маленьким, и большим. У нас в клубе сейчас занимаются две девушки. Кстати, по статистике, в мире кендо занимается больше женщин, чем мужчин. Все дело в безопасности! С этой точки зрения, кендо, пожалуй, самый безопасный вид боевых искусств. Защитная экипировка позволяет работать контактно, с полной отдачей и при этом без травм. Сам меч весит немного: женский вариант 460 граммов, мужской — 520. Но когда хорошенько потренируешься и пот в три ручья, а еще восемь кило доспехов… Основной акцент делается на дыхание, на центр силы человека! В кендо работает все тело.

— В обыденной жизни мы очень неправильно дышим?

— Дышите вы (обычные люди) ужасно. Ужасно! Сам я научился правильно дышать пять лет назад. Мне попался очень толковый и, самое главное, терпеливый учитель — он очень редко бил меня палкой (смеется). В течение года я переучивался дышать, бегать. Раньше я не любил бегать, в школе ненавидел кроссы, а сейчас с удовольствием бегаю по восемь-десять километров. Если вы идете по улице и вас обгоняет “правильный” бегун, то его приближения вы даже не услышите — ни его шагов, ни дыхания. Если бы ниндзя дышали шумно, если бы они вынимали мечи с таким же страшным лязгом, как это показывают в кино, то они бы долго не протянули…

— Вы тихо вынимаете меч из ножен?

— Есть такой момент при обнажении меча — лезвие проходит острием между пальцами. И тогда меч вынимается совсем бесшумно. Меч катана (гражданский меч) вынимается практически моментально. Мой тренировочный меч у меня всего пару лет — это мало. На ощупь я его еще не отличу от других. Впрочем, к тренировочному мечу отношение обычно проще, чем к боевому. Он не всегда лежит на специальной подставке, на которой длинный меч оставляют при входе в дом. За жизнь меча может смениться несколько оправ, могут изнашиваться рукоятки, какие-то фигурные элементы. Сам меч — это непосредственно полоска металла. Самурай носил два меча — длинный и короткий. Длинный — основное оружие самурая, а короткий служил дополнительным оружием, с которым самурай передвигался по дому и вообще никогда не расставался. Считается, что в мече живет сама душа самурая! У серьезных старых мечей есть названия, и очень поэтические. Например, есть такой клинок — “Девяти лун”.

— Вы сталкивались с серьезными мечами?

— Я держал в руках очень хорошую копию меча легендарного мастера Сасаки Кодзиро. Еще видел очень хороший старинный клинок, который использовали для добивания пораженного соперника. Вообще самурайский поединок часто занимал третью-четвертую часть секунды — до того высока скорость перехода меча из спокойного состояния в состояние уничтожения! И возникла проблема — как к таким поединкам готовить людей? (В Европе эта проблема возникла только с появлением автоматического оружия). В какие психологические состояния нужно погружаться воинам, чтобы быть готовым к поединку всегда? Ответ был найден в дзен-буддизме, следуя которому мы учимся раскрепощать сознание.

— В клубе “Мусаши” приступили к освоению этой техники?

— Да. Очертания подобной подготовки воинов очень просты — нужно уметь останавливать сознание. Ответы на многие вопросы нельзя найти путем обдумывания. Когда времени нет, то логика не годится. И рефлексы не во всех жизненных ситуациях спасут — пока мы о них задумаемся, нас уже убьют восемь раз… А у японцев есть такое мнение, что в каждом человеке уже есть МАСТЕР! И часто мы просто мешаем ему проявиться — делаем миллион ненужных движений. Нужно научиться входить в такое состояние сознания, чтобы дать возможность этому внутреннему ДУХУ проявить себя. Эти моменты не могут длиться часами — это минутные проблески.

— Вы учитесь у прославленного японского мастера?

— У очень заслуженного! Он начал заниматься в шесть лет, а сейчас ему семьдесят три. Можете представить его мастерство?! Я не маленький мальчик — метр восемьдесят ростом, а мастер чуть больше метра шестидесяти, худенький… А на тренировке он меня “убивал” с периодичностью раз в две секунды. Причем делал это легко и не спеша. После тренировки я ложился и тихо умирал, а он звал пойти в магазин и выпить по сто граммов саке… Энергии у него — позавидовать! Величина его мастерства в Японии иллюстрируется так: один раз в год, во второе воскресенье марта, перед цветением вишни, в главном синтоистском храме, где хранится зеркало Богини Солнца, проходит праздник, на котором демонстрируются боевые искусства. Мастер организовывает эти выступления и выступает сам. Единственный во всем белом! Это некий знак святости (в нашем европейском понимании).

— В Европе ходят легенды о жестокости самураев…

— А насаждение христианства способом “либо веруешь во Христа, либо голова с плеч” — это гуманно? В Японии основная религия синтоизм — поклонение духам предков. Да и дело тут не в религии — просто японцы другие. Разница в воспитании и менталитете есть однозначно! Например, если в Японии вы уступите старому человеку место в метро, то в лучшем случае обойдетесь скандалом, потому что вы при всех показали, что этот человек стар. У вас нет права кому-то прилюдно показывать его слабости. Для меня был жесткий момент, когда мы занимались в зале, и ассистент сэнсэя, женщина 73 лет, подскользнулась. Моим первым порывом (я же европеец) было встать и подойти помочь. Но учитель дал категоричный и укоризненный знак — не смей! Человек должен сам находить выходы из сложившейся ситуации — так считают японцы. У вас нет права вмешиваться в его жизнь. Другое дело, если вас попросили о помощи. Японцы очень ценят свое и чужое внутреннее достоинство.

— Чего ищут люди, занимающиеся в клубе “Мусаши”?

— Думаю, что это все же больше занятие для души. Каждый человек наверняка хотел бы попробовать себя в бою. Но поломать нос, пальцы — не хочется! Кендо — идеальный вариант. В нашем клубе занимается очень много детей. Даже несмотря на то, что мы на них кричим и бьем палкой (смеется)… Чтобы начать заниматься кендо, нужно желание и имитация бамбукового меча. Доспехи покупают после трех-четырех месяцев занятий, когда человек поймет — это МОЕ. Каково применение навыков в обыденной жизни? Я обычно говорю так: человек, владеющий искусством меча, не просто одолеет соперника в темной подворотне — интуиция подскажет ему вовсе туда не заходить! И по улице, где его ждет снайпер, этот человек не пойдет. Работает интуитивное предчувствие событий. Главное здесь — не решить проблему, а вообще ее не создавать! В европейском понимании, применение силы — это достижение. У японцев все по-другому…

Наша справка

Кендзюцу — это боевое искусство с мечом (и не только), практически без каких-либо правил и ограничений. Целью кендзюцу является в первую очередь приобретение навыков реального боя с клинковым холодным оружием. Духовное же развитие при таком раскладе происходит само собой. Не следует путать кендзюцу и кендо, хотя оба вида могут быть названы “японским фехтованием”. Кендо – жестко формализованный спорт, не имеющий с реальным боем практически ничего общего. В кендзюцу все гораздо серьезнее — его с полным правом можно назвать первоисточником всех восточных боевых искусств.

Елена ГЕДЮНЕ

16.10.2008 , 13:30

"Наша Газета"


Написать комментарий