След на земле 1

Фото автора
Фото автора
Горожанка Ольга Корнилова выражает сожаление по поводу существующей практики уничтожения старых могил. Так, считает она, навсегда утрачиваются могилы некогда знаменитых даугавпилчан.

Так проходит земная слава!

Ольга Корнилова очень хорошо знает, о чем говорит. Вот уже лет пять она по собственной инициативе и совершенно безвозмездно разыскивает места захоронений некогда известных в Даугавпилсе, а может, и во всей Латвии людей и нередко сталкивается с такими случаями, когда на месте старой могилы появляется новое захоронение. А от старого не остается и следа — ни памятника, ни надгробья, ни даже скромной таблички.

Родственники покойного, наверное, поумирали, за могилой никто не ухаживает, и вот — к старому покойнику подселяют нового. А от похороненного раньше человека не остается ничего — даже имя его кануло в Лету.

Впервые с таким явлением Ольга столкнулась, когда стала разыскивать могилу Таранова — бывшего руководителя театральной студии в бывшем ДК № 1. Ольга очень интересуется историей театра и даугавпилсского в частности и не просто интересуется, а собирает, насколько это возможно, сведения о творчестве его актеров и режиссеров. Многие из них уже давно ушли из жизни. А где их могилы — далеко не каждый знает. А ведь когда-то имена этих людей были у всех на слуху. Sic tranzit gloria mundi! Так проходит земная слава!

Ольга долго искала могилу Таранова и с большим трудом, но разыскала. А попутно нашла еще несколько заброшенных могил известных в свое время артистов и взяла эти могилы под свою опеку. Проще говоря, стала приводить их в порядок. Помогала ей в этом благородном деле Елена Ларионова — педагог музыкального отделения Даугавпилсского университета. Сейчас под надзором Ольги Корниловой находится около 18 некогда заброшенных могил. Но главная ее заслуга — открытие и приведение в порядок могилы городского головы Николая Гагельстрома, который в 1856 году на свои средства открыл в Динабурге первый театр. Потом уж и самоуправление принялось облагораживать могилу градоначальника, но если бы не Ольга, кто знает, когда бы это произошло.

Новые мертвецы теснят старых

На сегодня работу по регистрации (в своих альбомах) старых памятников она проделала громадную. Лично сфотографировала каждый такой памятник и снимки собрала в альбомы. Теперь таких альбомов несколько — на каждое кладбище: старообрядческое, православное, католическое, лютеранское, Братское. Когда эти альбомы рассматриваешь, то невольно удивляешься: сколько еще сохранилось удивительно красивых старинных памятников, особенно на новостроенском старообрядческом кладбище. Но вот что с ними будет, этак лет через 5‑10? Ольга показывает фотографии: “Вот старинный памятник. На снимке он еще с крестом. Но сегодня креста уже нет — кто-то сбил. А здесь и сам великолепный гранитный памятник исчез. Вот он валяется в куче песка. А вот на месте старого памятника новое захоронение”.

Это неопровержимый факт: на месте старинных могил появляются все новые захоронения. Этот процесс идет медленно, но верно. Например, на центральной аллее православного кладбища уже нет многих старых могил.

Скажем, недалеко от храма св. Николая располагается семейная могила купцов Шатровых. Из шести памятников четырех уже нет. Или взять обелиск на православном кладбище в честь павших в Первую мировую войну русских воинов. Сам обелиск пока сохранился, а от прекрасно обустроенного пространства вокруг памятника ничего не осталось.

Местная русская община уже поднимала перед городской думой вопрос о том, чтобы сохранить хотя бы последние могилы на бывшем гарнизонном кладбище — вблизи от разрушающейся деревянной церкви св. Александра Невского. В думе общинников поддержали. Но когда спустя некоторое время председатель Даугавпилсской РОЛ  Алексей Васильев побывал на кладбище, он увидел, что новые захоронения продолжают теснить старые. Создается впечатление, что за этим процессом вообще никто не следит.

Ольга Корнилова рассказывает такой случай.

В один прекрасный день сын известного режиссера, драматурга, теоретика и историка театра Сергея Радлова, похороненного на одном из рижских кладбищ, приехал в Ригу, пришел на кладбище, выкопал останки отца и увез их в… неизвестном направлении. И никто сейчас не знает, где могила этого знаменитого человека.

Где это кладбище, где эта могила?

Вопрос о сохранении старых захоронений спорный. С одной стороны, по закону, если прошло 25 лет и за могилой никто не ухаживает, на ее месте можно хоронить заново. Но с другой стороны, при этом начисто утрачивается память о захороненном ранее человеке. Понятно, что все равно все в Лету канет. Но все же… Как-то это не по-человечески, полностью предавать забвению память об ушедшем. Ольга Корнилова предлагает: если уж делать новое захоронение, то хоть оставить табличку маленькую с именем ранее похороненного здесь человека. Пусть даже это был “простой” человек. А если знаменитый? Как видим, и могилы знаменитых при нынешней системе регистрации могил (а точнее при полном ее отсутствии) бесследно исчезают. И потом, кто может знать, станет ли человек знаменитым после своей смерти или нет?

Сплошь и рядом примеры: при жизни богат и знаменит, а после смерти через месяц забыли. И наоборот. Может через 10, 20, 30 или 50 лет горожане узнают, что в Даугавпилсе жил знаменитый человек. При жизни этого не замечали, а через полвека поняли: это был гений! А где его могила? А могилы то и нет. Была, да утрачена. На ее месте уже троих подзахоронили. Самое печальное, что до сих пор на даугавпилсских кладбищах территории не разбиты на квадраты, могилы не нумеруются. Когда хоронят, то просто делается запись: такой-то похоронен на таком-то кладбище. Родственники живы — место могилы известно. Поумирали — никто больше не знает. Потом исчезает памятник, и все — человека как не было. Приехала как-то в Даугавпилс женщина из США. Захотела прийти на могилу своего родственника, умершего в 1935 году. Увы, могилу не нашла. И даже запись — на каком кладбище похоронен — не сохранилась. Говорят, кладбищенские книги хранятся с 1960 года. А до этого — уже пошли в макулатуру.

Может быть, очень состоятельные люди думают, что дорогой и даже оригинальный памятник, который когда-нибудь установят на их могиле, будет стоять вечно. Вряд ли. Если сохранится существующий порядок подзахоронений, то и от него следа не останется.

Кстати

По закону, если прошло 25 лет и за могилой никто не ухаживает, на ее месте можно хоронить заново.

Борис ЛАВРЕНОВ

12.11.2008 , 14:01

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий

Уважаемая\ Ольга,а по какому критерию Вы определяете заслуги людей,может кто то из горожан и слышать не хочет о некоторых мэрах города и их бессмертности,я не думаю что нашим детям они интересны,так что давайте трезво смотреть на жизнь,старые не ухоженные места надо отдавать под захоронения а не портить вид наших ухоженных кладбищ,всему свое время должно быть