Все началось с Попа Ивана

11 декабря весь мир отметил один из самых молодых международных праздников — День гор.

Праздник установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН недавно, в 2003 году. Горы занимают четвертую часть поверхности Земли.

В горах живет десять процентов населения нашей планеты. Раньше люди считали, что именно на далеких вершинах гор живут всесильные боги. А теперь как минимум пять процентов землян регулярно штурмуют самые неприступные из них… И имя этим смелым людям — альпинисты.

Что это — экстремальный вид отдыха, спорт?… А может, справедливее назвать альпинизм — настоящей ЖИЗНЬЮ, когда все становится реальным и нет места для сотни масок, придуманных обманщицей-цивилизацией?… Горы дарят вдохновение, они воспеты поэтами и художниками — никого не оставляют равнодушными. Поговорить о горах и альпинизме “Наша Газета” решила с одним из даугавпилсских альпинистов Игорем Щукиным, которому очень хорошо знакомы и зов величественных гор, и банальная “горняшка”, известная любому, кто хоть раз поднимался вверх, к вершине…

— Когда первый раз пошли в горы?

— Дату не помню — лет десять назад, а может, больше… Начинали мы с водного туризма (туристическая группа при РТУ — прим. редакции) и как-то отправились на Украину, где познакомились с местными туристами, которые собирались пойти на вершину под веселым названием — Поп Иван. Мы пошли с ними. Погода была жуткая — туман и дождь, а у нас с собой не было никакого снаряжения. Так и отправились в джинсах и кедах, заблудились… На следующий год подготовились более основательно и опять пошли на эту гору — надо же было дойти! В результате поднимались на Попа Ивана раза четыре. Попробовали и другие вершинки… Стало интересно, решили пробовать горы посложнее. Но то, что можно назвать именно альпинизмом, началось совсем недавно — стали ходить в Альпы, на Кавказ.

— Что же так туда тянет?

— Вопрос бессмертный. Кто, что там ищет? Просто интересно! Для меня важна окружающая обстановка — природа, от которой дух захватывает, возможность полностью отключиться от обыденных проблем, которые оттуда выглядят, как сущие пустяки. Опасность — не самоцель. И потом — сейчас порой опасней ходить по улицам города, чем в горы. Экстрим? Да!

— Люди какого склада ходят в горы? Как в песне Высоцкого: если друг оказался вдруг…

— Конечно, экстремальные ситуации проявляют нутро человека четко. Но у нас не было неприятных сюрпризов — в нашей группе все свои, проверенные. Может, вершины не такие сложные, чтобы что-то такое случилось, а может, народ у нас нормальный, и нечего его проверять!

— Что такое “горняшка”?

— Банальное кислородное голодание. Ничего хорошего. Начинается на высоте примерно в три тысячи километров. Общее состояние неприятное — болит голова, ухудшается настроение. Проблемы, которые в горах волей-неволей возникают, начинают усугубляться. Нужно соблюдать определенные правила. Не советую такой способ развлечения, когда на вертолете забрасывают сразу на вершину — опасно!… По-хорошему, недели две нужно акклиматизироваться — очень высоко не подниматься, пожить на высоте, привыкнуть. Горняшка — это издержки, она проходит.

— Галлюцинаций не возникало?

— У меня нет. Те, кто ходил на Эльбрус, не акклиматизировавшись, делились, что было… С кем-то разговаривали…

— В горах сами готовите?

— В группе всегда есть завхоз, готовим по очереди. Растворимая каша — основное блюдо! Главные требования к еде в походе — чтобы вес был как можно меньше, калорийность — как можно больше, и чтобы не надо было долго варить (газ нужно расходовать экономно).

— Горняшка, плохое настроение… Так для чего же все-таки ходите в горы?

— Красивые виды, ощущение свободы. ЭТО нужно попробовать самому — и поймете! Пойдемьте с нами — напишете! С обыденной точки зрения, совершенно глупейшая ситуация: куда-то прешься, идешь под 30-килограммовым рюкзаком несколько дней — какое тут удовольствие? Мерзнешь то под дождем, то под снегом… Восхождение — полночи идешь по леднику, чтобы взойти и постоять на вершине пять минут. Самооценка поднимается, но не это главное. Возможность почувствовать себя настоящим мужчиной? Это тоже. Мы же для объяснения нашего стремления покорять вершины всякий раз покупаем внизу палку колбасы, а на вершине ее съедаем. Вот причина! (смеется).

— Любимые вершины есть?

— Есть. Восхождение — это вообще удовольствие в комплексе. Все становится интересным уже с того момента, как сходишь с самолета. Другая страна, другие традиции. Интересная природа — растительность, животный мир… Очень нравятся горы, в которые мы чаще всего ходили — Безенги (Северный Кавказ). Там еще с советских времен расположен хороший альплагерь, который помогает с организацией.

— Кавказ — не опасное место?…

— В плане боевиков? Нет! Во-первых, какой смысл террористам лезть в горы? Во-вторых, на самом деле журналисты все несколько преувеличивают. В этом году так получилось, что мы оказались на Кавказе с грузинской стороны, на границе с Абхазией, когда там началась война… Мы, конечно, не были в Цхинвали, где все это происходило… Но местные проводники, насмотревшись телевизионных новостей, долго отказывались вести нас вниз. Мы уговорили их, спустились — оказалось, все достаточно мирно, народ работает…

— А лавины?…

— Да, эта специфика остается. Нужно все рассчитать — посмотреть маршрут, поговорить с людьми, которые там были в последний раз. Выяснить, где лавиноопасно, какая была погода, сколько снега выпало… Если возникает подозрение, что там может быть опасно — надо разворачиваться и идти обратно.

— Вы были вместе с ребятами, рижскими альпинистами, которые в этом году погибли под лавиной на Кавказе, в районе Безенги?

— Мы не планировали с ними идти — у нас был другой маршрут. Нельзя сказать, что у них было меньше здравого смысла, чем у нас — им меньше повезло. Наша надежда на их спасение исчезала постепенно… Когда узнали, что они не вышли на связь, то были варианты — где-то заночевали, не успели вовремя спуститься… Это горы! В городе тебя может сбить машина, в горах на этом месте может оказаться лавина, которую не просчитал… Чем сложнее маршрут, тем больше вероятность чего-то такого, что ты просчитать не можешь.

— Вы были на Эльбрусе. Там красиво?

— Очень! Своеобразная вершина. Это бывший вулкан, стоящий отдельно от горного хребта. Доминирующая высота. Но там очень много народу! Приходится буквально стоять в очереди на восхождение. Слишком популярна. Возможно, народ скапливается и в ожидании нужной погоды… Вся сложность Эльбруса в высоте — наступает та же горняшка. А технически маршрут несложен — идешь ногами и просто соблюдаешь элементарные правила безопасности, не забывая, что это все же горы, и на чистое везение и “авось” рассчитывать не приходится.

— Вопрос не об альпинизме: я знаю, что Вы самый настоящий ученый…

— Я доктор наук. Защитился, кажется, в 2001 году. Как называлась моя диссертация? Я лучше скажу общее направление: нелинейные колебания, исследования поведения механических систем… Область между математикой и механикой.

— Точные науки?

— Вся наука в какой-то мере точная, в какой-то — неточная…

— Как опытный преподаватель поделитесь прогнозом: какое направление будет популярно в скором времени в РТУ?

(Игорь Щукин много лет преподает — прим. редакции)
— Прогнозировать — неблагодарное занятие… Когда-то было популярным учиться на экономистов, теперь у нас перепроизводство таких специалистов. Бум строительных специальностей тоже прошел, как и любой искусственно созданый пик. Правда, не хватает инженеров — тех, кто мог бы создать, подписать проект. Было время, когда по этой специальности брали даже студентов старших курсов — уже что-то знают! Стабильно держится популярность на специальности, связанные с компьютерами, энергетикой и связью.

— Помимо походов в горы как отдыхаете?

— Главное все же — горы! К сожалению, в серьезный поход выбраться удается раз в год. В остальном… Вот сейчас, зимой, надо съездить покататься на лыжах. Почему не еду к теплому морю? А что там делать? Лежать на пляже скучно. Если там будет хоть велосипед, чтобы покататься, то тогда еще ничего… Может, по весне на велосипедах куда-нибудь выберемся. Летом — опять в горы, надеюсь! Вылазки 3-4 в год должны быть — а иначе как отдохнешь?!…

— Кто Вас ждет дома?

— Дома ждут родители.

— Если женитесь, то какой должна быть Ваша избранница?

— Чтобы в горы отпускала! А лучше — чтобы ходила в горы вместе со мной.

Елена ГЕДЮНЕ

18.12.2008 , 12:00

"Наша газета"


Написать комментарий