На АЗС не доливают?

"Вести Сегодня" провела "подпольные" рейды, чтобы выяснить, правда ли, что до сих пор на латвийских заправках не доливают бензин

Поводом для эксперимента послужил звонок встревоженного читателя, который сообщил нам пренеприятнейшую новость: на Statoil в рижском районе Иманта ему выбили чек, где значилось на 700 мл больше дизеля, чем он залил. Нарушение существенное, если учесть, что норма недолива по закону не должна превышать 50 мл на 10 литров. А наш герой заправил всего–то 1,5–литровую бутылку из–под “Мангали” — и получил чек на 2,2 литра! Как они могли туда поместиться…

Лей — не жалей
В утренний час, когда обнаружилось, что машина не заводится по банальной причине отсутствия в ней солярки, наш читатель помчался к ближайшей заправке на бульваре Анниньмуйжас. Специальной канистры под рукой не оказалось. Пришлось воспользоваться обыкновенной пластиковой бутылкой. В кассе отреагировал: что такое? Заправился на 1,5 литра, а платить за 2,2 литра? Дабы восстановить справедливость, клиент призвал к ответу продавца: может, все же посмотрите, в чем причина “перелива”? Не в моей компетенции, ответила девушка, нужно вызывать специалиста… И охота вам из–за бутылки шум затевать?

Примерно в тех же красках мы нарисовали картину руководству Statoil. И тут выяснились детали, когда были сделаны снимки с видеокамеры: “виновник” слегка перестарался, маневрируя “пистолетом”: горлышко у бутылки узкое, попасть, не пролив — непросто. Надо отдать должное компании — ее специалисты отреагировали оперативно. Вместе с вашим автором выехали на место происшествия, чтобы проверить точность работы насоса.

Доверяй, но проверяй

В качестве предисловия представитель Statoil Марис Эмциньш прочитал лекцию о физических свойствах топлива, которое в зависимости от температуры имеет свойство увеличиваться в объеме. “Потому и предусмотрена погрешность, — пояснил он. — Statoil заказывает соответствующие проверки дважды в год — в зимнее и летнее время, хотя законом установлено делать это лишь раз в год. Контролер — фирма, имеющая лицензию от метрологической службы, тестирует каждую из заправок компании с помощью собственного мерного аппарата”.

На сей раз решено было воспользоваться аналоговым. Как выяснилось, на каждой станции имеется свой верифицированный “мерный стаканчик” на случай подозрительных сбоев в автомате. Им, кстати, с помощью работника АЗС может воспользоваться любой дотошный клиент. На вопрос, почему нашему “потерпевшему” не была предложена такая услуга, г–н Эмциньш ответил, что на то должны быть веские основания (или, как мы поняли, публикация в газете).

“Заливать нужно точно 10 литров, — объяснял “ревизор” Rohe Latvija Вентс Приедите, нажимая на курок того самого аппарата в Иманте. — По DFortis недобор по уровню топлива — 10 мл, что вполне допустимо. Давайте попробуем самый популярный — 95Е — на другом автомате. По нулям — прекрасный показатель! Вообще на моей практике недоливы случаются крайне редко.

Торговцы заинтересованы в том, чтобы автоматы работали как часы, иначе закрадываются ошибки в расчетах по расходу топлива на бензоколонке. В случае обнаружения нами недочета за дело берется Латвийский метрологический центр (ЛМЦ), проводит калибрацию, вместе с представителями сервисной службы определяет причину — будь то износ насоса или изменение в нем давления".

Качество хромает?

Но вот чего не проводят ни контролеры, ни ЛМЦ, так это тесты на качество топлива. "Данная функция передана в руки Службе госдоходов, которая инкогнито может приехать на станцию и сделать свои замеры, — рассказал нам исполнительный директор Ассоциации торговцев горючим Улдис Сакне. — Понятно, что объехать все 497 АЗС, действующих в стране, эксперты не в состоянии. У СГД попросту нет таких ресурсов. А потому в плане качества приходится доверять сертификатам и паспорту топлива, выданному по заключению лаборатории предприятия, осуществляющего продажу горючего. В Латвии это в основном “Мажейкю нафта”.

“Не вижу повода поднимать панику относительно некачественного бензина в Латвии, — убеждал нас Приедите. — За время работы со Statoil, Neste, Viada я ни разу не ремонтировал колонку по причине засоров “левым” топливом". Впрочем, отрицать возможность его наличия в наших краях специалист не стал.

Отвлекая от грустных мыслей о том, чем же все–таки питается мой железный конь, Эмциньш подвел меня к инструкции на автомате. Металлическая табличка гласила: ни при каких обстоятельствах не заливайте горючее в “чужеродную” емкость. "Пластмасса при соприкосновении с топливом плавится, набухает, и пет–бутылка делает “пых!” прямо в вашем багажнике, — говорит Эмциньш. — Себе дороже, поверьте. Уж лучше однажды “разориться” на спецканистру. На Statoil, кстати, такие тоже продаются. Цены, правда, немного кусаются: 5–литровая стоит 6,69 лата, на 20 литров — 14,49 лата.

Практика вероятности

Не устояв перед искушением, ваш автор приобрел ту, что поменьше, и отправился на другие заправки с той мыслью, что проверить один Statoil хорошо, а два — еще лучше. Однако сперва мы заехали в гости к конкурентам, чтобы взять пробы из топливораздаточной колонки под видом простых клиентов. Результаты по “Лукойлу” вышли вполне обнадеживающие: недолив составил всего 5 мл на 5 литров. А вот Dinaz нас огорчил, превысив планку на 120 мл! При допустимой погрешности 0,5% на литр наш подопытный “перепрыгнул” ее на все 2,4% на литр. Тем временем очередной Statoil перебрал всего на 6 мл.

Цены на заправках Lukoil и Statoil оказались близкими — разница не превышала 0,007 за литр в пользу “Лукойла”. Самый доступный бензин был на АЗС Dinaz (RusLatNafta) — примерно на 2 сантима дешевле, чем у предыдущих. Но с учетом большой неточности, которая в пересчете на деньги составила 8 сантимов (или 1,6 сантима за литр), стоимость “диназовского” топлива ничем не отличалась от соседей.

А был ли мальчик?

“Таки прибегают торговцы к пусть и не бессовестному, но все же недобору? — интересуюсь я у г–на Сакне. — К этому их, очевидно, подталкивает заметное снижение спроса на горючее. По сравнению с первым кварталом 2008 года на 16% упала реализация дизтоплива (подкачал коммерческий транспорт), на 12% — бензина. А издержки как–то надо снижать…”

“Что греха таить. В прошлом году инспекция Центра защиты прав потребителей обнаружила несколько колонок, где был превышен “официальный” недолив, — отвечает глава ассоциации. — Но сегодня, думаю, нечистых на руку владельцев АЗС стало куда меньше, чем лет пять назад, когда несоответствие объема закупок и реализации топлива действительно ужасало.

Не исключаю, что до сих пор заправки–одиночки в регионе идут на обман клиентов. Но это отнюдь не правило. Мы не Россия, где на рынке автомобильного топлива царит неразбериха. Изобилие разных ГОСТов и ТУ на бензин и солярку, отсутствие надлежащего государственного контроля качества, откровенная некондиция, недолив на колонках… У нас все на виду, все “ходят” под строгими европейскими нормативами. Пару раз “нагреешь” водителя — лишишься репутации.

Проблема сейчас в другом. Мелкие игроки, как бы ни старались, “ломаются” под напором нелегального горючего, чья доля, по самым скромным подсчетам, составляет до 10% рынка. В Латгалии уже редкий автолюбитель не покупает белорусскую контрабандную солярку, а частники в открытую оборудуют на дому “неформальные” заправки. С нашим законодательством это куда проще, чем тайком не доливать…"


Написать комментарий