Национальные интересы превыше всего

Вчера в Брюсселе главы стран и правительств ЕС второй день спорили о бюджете Евросоюза на 2007- 2013 гг. В первый день им договориться не удалось.


Большинство участников саммита согласны с тем, что британцы должны наконец повысить свой взнос в ЕС, отказавшись от «бонуса», который в свое время, когда экономика этой страны находилась в тяжелом кризисе, пробила для Великобритании Маргарет Тэтчер. Британская сторона требует в обмен на этот шаг увеличения взносов и других стран, а главное – сокращения субсидий для производителей сельскохозяйственной продукции, от чего больше других пострадала бы Франция.

Шансы на то, чтобы избежать провала, остаются весьма небольшие – слишком уж много противников нашлось у британского проекта бюджета. И это неудивительно, ведь суть предложения заключается в том, чтобы сократить годовые показатели единого бюджета ЕС с предложенных прежде 871 млрд. евро до неполных 847 млрд. евро. Причем сделать это предлагается за счет урезания на 10% фондов помощи новым членам ЕС из Центральной и Восточной Европы.

Практически с каждым пунктом бюджетных предложений Лондона кто-нибудь не согласен. В итоге вчерашний день саммита прошел по «формуле Черномырдина» – хотели как лучше, а получилось как всегда. С раннего утра британский премьер Тони Блэр начал серию двусторонних переговоров с лидерами стран-членов ЕС. В итоге британцы не стали выступать с новыми предложениями, поскольку Блэру не удалось в ходе двусторонних встреч убедиться в «проходимости» этих предложений для всех участников.

Несмотря на призыв председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу «ставить перед собой высокие цели и проявлять ответственность», главы государств и правительств подчеркивают необходимость отстоять в первую очередь национальные интересы своих стран. Так, Ангела Меркель прямо заявила, что «прежде всего будет отстаивать интересы Германии». Меркель подчеркнула также, что намерена больше внимания уделить финансированию новых федеральных земель. Как крупнейший плательщик в кассу ЕС Германия не может, по словам Меркель, расширять свободу маневра для других, себе оставляя лишь домашнее задание по экономии средств.

Европейские СМИ широко комментируют предстоящее решение. По мнению французской газеты «Монд», отказ государств ЕС повысить их долю, вносимую в общую казну, до 1,21 процента ВВП автоматически означает неспособность ЕС успешно бороться с безработицей и обеспечить экономический рост.

Выходящая в Австрии – стране, перенимающей председательство в ЕС у Британии, газета Kurier пишет о реальной угрозе «провала всей конструкции союза из 25 государств», если только не будет принят новый бюджет, учитывающий возросшие задачи организации. С провалом Евроконституции и неспособностью согласовать бюджет, опасается газета, ЕС «может просто надорваться». Излишне и упоминать, что в этом случае ни о каком расширении ЕС в ближайшем будущем говорить не придется. Вместе с тем о возможных конкретных сценариях на случай провала бюджетных переговоров пока стараются не говорить.

Это первое серьезное «внутрисоюзное» столкновение привело к крушению иллюзий Восточной Европы: представление о Евросоюзе как о большой теплой кормушке, где все равны и одинаково счастливы, как оказалось, не соответствует действительности. Возможно, в те времена, когда страны СЭВ дружно устремились в единую Европу, она еще могла давать почву для таких иллюзий, заботливо пестуя отсталые (по ее тогдашним меркам) Испанию, Португалию и Грецию. Но уже тогда многие эксперты предупреждали восточноевропейцев, что если они всем гуртом вступят в ЕС, то им такой подход не светит: во-первых, они понизят среднеевропейский уровень развития, а во-вторых, Западная Европа их просто не вытянет. Поэтому теперь, когда ЕС меняет подход к своим новичкам, предоставляя им самим догонять старожилов, в этом нет ничего удивительного. Как и в том, что более развитые страны ЕС имеют большие права и авторитет в управлении этой организацией. А масштабы помощи новичкам будут, очевидно, и впредь сокращаться. Кстати, те же Испания с Португалией вообще лишились субсидий после вступления в ЕС десяти более бедных стран.

Поэтому то, к чему сейчас призывают сами себя восточноевропейцы – «протестовать, протестовать до конца (…) и не уступать» («Газета выборча») – отнюдь не выход. Если уж говорить о европейской солидарности, то именно новичкам следует ей поучиться. ЕС – организация наднациональная, и ее членам частенько приходится поступаться национальными интересами во имя общеевропейских. А иначе единой Европы не получится. Пока же – от иракской военной кампании до нынешних бюджетных страстей – со стороны восточноевропейских новичков Евросоюз встречает только протесты, фрондерство и претензии. Так на какую ответную реакцию они рассчитывают?

Заявление руководителей правительств балтийских государств


1. Договариваясь о будущей финансовой перспективе ЕС, следует сохранить основные принципы – солидарность, равенство и справедливость.

2. Соглашения нельзя добиваться за счет менее развитых стран ЕС, которые оказались в такой ситуации из-за исторических обстоятельств.

3. Для соблюдения этих принципов надо поддержать предложение Люксембурга о структурном и кохезийском финансировании для Эстонии, Латвии и Литвы как единых регионов 1-й цели, выдвигая целью 4 процента от ВВП.

Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас.

Премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис.

Премьер-министр Эстонии Андрусс Ансипс.

17.12.2005 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий