Правительство свяжет Генпрокуратуре руки

Премьер-министр Айгар Калвитис поставил под сомнение вопрос о статусе Генпрокуратуры. Он допустил, что если найдутся веские аргументы, то в недалеком будущем независимое до сих пор учреждение может перейти в подчинение Министерства юстиции, которое якобы и является инициатором данной реформы. Однако представители Минюста опровергли свою причастность к реформе, заявив, что никогда не горели желанием взять Генпрокуратуру под контроль.

Сама Генпрокуратура сценарий “порабощения” также категорически не приемлет, считая, что принадлежность к исполнительной власти помешает эффективной работе ведомства.

Вопрос о возможном изменении статуса Генпрокуратуры начал обсуждаться еще в начале года. Поводом послужило обращение в Административный суд экс-прокурора Айвара Руткиса, который потребовал отменить приказ о своем увольнении и выплатить ему материальную компенсацию.

При изучении иска Административный суд задался вопросом: кого вызывать в качестве ответчика? Согласно 58-й статье Сатверсме, прокуратура находится в подчинении Кабинета министров. В то же время 1-я статья Закона о прокуратуре гласит, что Генпрокуратура является самостоятельной институцией судебной власти. Запутавшись в тонкостях законодательства, Административный суд обратился за разъяснениями в Конституционный суд, а тот перенаправил запрос в Сейм.

Анонимные поправки к закону

Парламентарии отказались менять статус Генпрокуратуры, посчитав, что, находясь в подчинении исполнительной власти, то есть Минюста, учреждение не сможет выполнять свои обязанности и беспристрастно следить за исполнением законов. Для устранения противоречий было решено разработать новый Закон о судебных учреждениях, а также принять новый Закон о прокуратуре взамен устаревшей редакции от 1994 года.

Учитывая сложность вопроса, во время предвыборной гонки судьба Генпрокуратуры предусмотрительно не обсуждалась. Но после завершения кампании о ней заговорили вновь, а обязательства подправить законодательство даже внесли отдельным пунктом в правительственную декларацию.

В интервью газете Diena Айгар Калвитис пообещал, что никаких поспешных действий в отношении смены статуса прокуратуры правительство предпринимать не будет. “Если и произойдут какие-то изменения, то они будут широко обсуждаться”, — заверил премьер. Пресс-секретарь премьера Арно Пяткин в разговоре с Телеграфом уточнил, что инициатором законодательной реформы является Минюст, однако никакие конкретные законопроекты от ведомства на обсуждение правительства пока не передавались.

В свою очередь в пресс-службе Минюста Телеграфу сообщили, что министерство никогда не выступало с инициативой взять под контроль Генпрокуратуру. Единственное, о чем велась речь во время первой встречи нового министра Гайдиса Берзиньша и генпрокурора Яниса Майзитиса, — это обновление текста Закона о прокуратуре. Добавим, что сама прокуратура выступает категорически против перехода под крыло Минюста. “В условиях Латвии ни в коем случае нельзя менять ни статус учреждения, ни его принадлежность судебной власти”, — озвучила в беседе с Телеграфом официальную позицию представитель Генпрокуратуры Дзинтра Витолиня.

Правительство хочет контролировать следствие

Между тем в последнее время Генпрокуратура серьезно повысила эффективность своей работы, возбудив сразу несколько громких дел. Последнее из них — обвинения в адрес мэра Вентспилса Айвара Лембергса, подозреваемого во взяточничестве, отмывании средств и использовании служебного положения в личных интересах.

По мнению экспертов, попытки изменить статус прокуратуры напрямую связаны с деятельностью учреждения. Так, экс-министр юстиции Солвита Аболтиня считает, что нынешний независимый статус Генпрокуратуры мешает отдельным близким к власти людям. “Абсолютно неприемлемо, чтобы Генпрокуратура перешла в подчинение Министерства юстиции, так как в этом случае правительство получит возможность вмешиваться в ход расследования и отдельные политические силы смогут оказывать давление на решения Генпрокуратуры”, — заметила в интервью Телеграфу Аболтиня.


Написать комментарий