Римшевич обещает позитив через год

С момента начала разговоров о возможной девальвации лата прошел почти месяц. И хотя экономисты вовсю убеждают общество и правительство, что обесценивание лата нам не грозит, многие экономические процессы по-прежнему вызывают скепсис и порождают массу вопросов. На них согласились ответить глава центробанка Илмар Римшевич и преподаватель Стокгольмской школы экономики Мортен Хансен.

Со статьи последнего, собственного говоря, и начались разговоры о девальвации национальной валюты.

Многие экономисты и банковские эксперты положительно оценивают статью Мортена Хансена о возможной девальвации лата, так как она послужила толчком к созданию антиинфляционного плана. Так, например, недавно президент SEB Unibanka Виестур Нейманис отметил, что 16 февраля можно считать счастливым днем (тогда начались разговоры о девальвации лата), так как правительство зашевелилось и начало что-то делать.

Ранее Мортен Хансен признался, что не ожидал такого ажиотажа вокруг своей статьи, а просто хотел обратить внимание на существующую проблему. На вопрос Телеграфа, добился ли господин Хансен поставленной цели, он ответил утвердительно. "Ответ, безусловно, положительный.

Результаты превзошли все ожидания, — радостно сообщил он. — В то же время я не изменил своей позиции: девальвация не нужна экономике Латвии, и пока лат стабильно держится в установленном коридоре".

О том, что девальвация не нужна и нет никаких оснований говорить о ее возможном появлении, в который раз повторил и глава центробанка Илмар Римшевич. “Банк Латвии контролирует поток латов, и пока я нахожусь на посту президента Банка Латвии, девальвации не будет”, — торжественно пообещал он.

Напомним, что в середине марта центробанк впервые с момента привязки лата к евро использовал механизм интервенции, выкупив у банков латы на сумму 65 млн. евро, а 24 марта повысил годовую ставку рефинансирования с 5 до 5,5%.

По словам президента Банка Латвии Илмара Римшевича, ставки увеличены с учетом тенденций макроэкономического развития Латвии и в связи с необходимостью поддержать усилия правительства по уменьшению инфляции. В результате начали расти индексы межбанковских процентных ставок RIGIBOR и, как следствие, дорожать латовые кредиты. Вчера, например месячный RIGIBOR достиг самого высокого значения с ноября 1999 года и составил 9,35%.

По словам Илмара Римшевича, дефицит текущего счета полностью покрывают прямые иностранные инвестиции. На вопрос журналистов, до какой критической отметки должны уменьшиться объемы иностранных инвестиций, чтобы они уже не могли покрыть дефицит счета и появилась реальная угроза девальвации лата, господин Римшевич ответил следующее: “Согласно некоторым экономическим теориям, в некоторых странах это действительно происходит, проблемы начинаются уже при дефиците текущего счета в 6%. У нас этот уровень выше. Но мы живем с ним уже около 10 лет, и я не могу сказать, что это негативно отражается на лате. Сколько должна составлять эта цифра в нашем случае? Тридцать? Сорок? Пятьдесят процентов? Сказать сложно. Должны быть проведены академические исследования”.

Таким образом, получается, что пока ученые умы высчитывают формулу успеха, латвийская экономика держится на иностранных инвестициях. Господин Римшевич подчеркнул, что оба шведских банка (имеются в виду Hansabanka и SEB Unibanka), которые являются крупнейшими нерезидентами, воспринимают латвийский рынок как домашний: они пришли сюда, чтобы остаться. В то же время очень важно не слепо надеяться на иностранные инвестиции, но и самим что-то делать. Например, внедрять инновации, развивать экспорт, а также реализовывать план по борьбе с инфляцией, пишет газета “Телеграф”.

На вопрос, не отпугнет ли антиинфляционный план иностранных инвесторов, Илмар Римшевич ответил, что ни в коем случае. “Наоборот, в случае успешной реализации плана, рейтинговые агентства уже через год сменят свои негативные прогнозы и оценки на позитивные”, — пообещал господин Римшевич.

http://www.novonews.lv/news/2007/03/30/business/016713.html






Написать комментарий