…А газ и улетучиться может

Раз за разом оракулы балтийского масштаба, как когда-то высказался Жак Ширак, упускают возможность промолчать.

Зачем Латвии российская демократия?

Вот мы какие смелые…

Эстонский президент Ильвес, а вслед за ним и литовский премьер Киркилас потребовали исключить Россию из G-8, так как, по их мнению, недемократическая страна не должна решать глобальные мировые проблемы. Латвийский премьер Калвитис тут же добавил, что Латвия согласится на размещение американской ПРО, потому что иначе от недемократической России не оборониться.

Политики новой Европы ждали саммита G-8 в предвкушении обструкции Путина. Саммит же завершился его триумфом и безоговорочной поддержкой со стороны Европы старой – Италии, Франции и Германии. А на предложение Балтийских стран откликнулись лишь Польша да шахматист-банкрот Каспаров с подзабытым уже диссидентом Буковским.

Летом 2004 года, когда активно обсуждалась трасса будущего газопровода из России в Германию с красивым названием Nord Stream, латвийский МИД в очередной раз выносил на европейскую трибуну декларацию об оккупации и осуждении коммунистического режима, а потом наши власти подключились к спровоцированным Польшей яростным нападкам на этот проект.

И лишь три года спустя Калвитис заявил о поддержке газопровода, который «Латвия рассматривает как коммерческий проект, нацеленный на удовлетворение растущих нужд потребителей в ЕС, а не на разобщение членов ЕС в вопросах энергобезопасности».

Поняв, что труба уже не пройдет через Латвию, Калвитис не скрывает заинтересованности в том, чтобы маршрут трубы не менялся, о чем он говорил и на мартовских встречах в Москве с Фрадковым, Миллером, Путиным и, напоминая об идее Риги «использовать подземные газохранилища Латвии как снабженческий буфер для газопровода», высказывал надежду, что латвийские предложения будут рассмотрены положительно.

На эту метаморфозу потребовалось три года.

Шанс использовали другие

За это время к проекту подключилась Бельгия, профинансировав ветку до своей территории и предложив Газпрому обустроить там собственное подземное хранилище газа (ПХГ).

Месяц назад Газпром запустил первую очередь собственного ПХГ в Австрии мощностью в 1,2 млрд. кубометров, на подходе его вторая очередь. Какой прок отдавать ПХГ в собственность Газпрому? Во-первых, налоги, а во-вторых, гарантии, что свои ПХГ Газпром без газа не оставит. Об этом же идут переговоры в Германии и Англии.

Свои газохранилища готова уступить россиянам Греция, предложив Газпрому продлить газовый контракт до 2040 года. В июне решится вопрос о подключении к Nord Stream Голландии, а финская компания Gasum уже подтвердила намерения протянуть трубу из Эстонии в Финляндию, задействовав для хранения запасов газа ПХГ в нашем Инчукалнсе…

Вот так стремительно в минувшие три года развивались события на газопроводном фронте, пока в Латвии зрела идея создания и развития ПХГ в Добеле, а ускорению процесса мешала озабоченность состоянием российской демократии.

Нужны проекты

Россия уже не раз подтверждала способность договариваться с каждой страной отдельно. Вот и в компании Nord Stream не раз отмечали, что вопрос о прокладке ответвления в сторону Латвии решат, как только получат расчеты спроса на газ и проект предлагаемого газохранилища.

Но владельцы потенциального ПХГ все еще оперируют лишь приблизительными данными: мощность Добельского ПХГ может составить от 10 до 15 млрд. кубометров, в Снепеле до 17,5 млрд., а если еще и под Айзпуте посмотреть, там вроде бы на 16 млрд. кубометров можно рассчитывать…

Ход их мысли таков: таких мощностей хватило бы для обеспечения газом всей Восточной и Центральной Европы, так что пора Москве этим заняться. Латвия хотела бы, чтобы Россия финансировала не только строительство ветки от газопровода, но и весь проект ПХГ.

А вот Австрия, Бельгия, а теперь и Голландия предложили Газпрому уже готовые проекты. Эти страны как-то не заметили истерики польских властей, а ковали железо пока горячо и, продавая свои газохранилища россиянам, не волновались за энергобезопасность.

Латвия же свой шанс, похоже, в очередной раз упустила – на прошлой неделе было объявлено, что «ОАО Газпром считает нецелесообразным использование ПХГ в Латвии в рамках проекта Северо-Европейского газопровода». Газовики предпочитают рассматривать не виртуальные, а реальные и максимально конкретные предложения, и если такие будут, Газпром продолжит сотрудничество с Латвией в газовой сфере. Разумеется, при благоприятном политическом фоне.

Польша или Россия?

На недавней, созванной при поддержке посольства США конференции по вопросам надежных поставок энергии из разных источников премьер Калвитис заявил, что Латвия построит электростанцию, работающую на российском газе и способную производить электроэнергию, в том числе и на экспорт. И не собирается в ожидании Балтийской АЭС сидеть сложа руки, тем более что в том проекте возникают все новые вопросы. Как обеспечить равноправие всех сторон? И не останутся ли Латвия с Эстонией не у дел? Да и как прожить шесть лет, пока Игналина-2 будет строиться?

Латвийский проект встревожил Литву с Эстонией, но особенно Польшу: газовая электростанция еще больше усугубит зависимость Латвии от России. Но Калвитис, кажется, понимает, что, отказавшись от газовой станции в пользу угольной, Латвия попадет в зависимость от Польши, готовой поставлять сюда свой уголь. И понимает, что говорящие о «газовой» зависимости руководствуются исключительно политическими соображениями.

А прагматизм в том, что работающая на угле станция потребует гораздо больше средств и времени, чем строительство станции на газе. И не факт, что зависимости от Польши не будет. А до 2009 года осталось совсем мало времени, и промедление может обернуться тем, что у России газа может и не хватить.

Так что, призывая Россию отказаться от «имперского мышления» в пользу мышления прагматичного, латвийским политикам нужно бы и самим вырваться из плена т. н. современного мышления.

Нравится нам российская демократия или нет, это внутреннее дело России. Такое же, каким Латвия при молчаливом согласии евроструктур считает ситуацию с негражданами или реформой образования.

  • * *

На все неудобные для Запада вопросы – о Косово или о ДОВСЕ, об инвестициях или визах, ВТО или пресловутом польском мясе – следует сакраментальный аргумент: «А у вас с демократией не все ладно». И Латвия включается в этот хор.

А нам-то что нужно – участие в антироссийском хоре или газ? И, кстати, за газ Россия хочет получить не латвийскую независимость, а валюту.


Написать комментарий