Негражданка переполошила Страсбург

Европейский суд по правам человека менее чем через два месяца приступит к слушаниям в рамках беспрецедентной тяжбы, в которой, как в зеркале, отражено бесправное положение в Латвии 16 тысяч пенсионеров-неграждан.

Инициатором поединка под сводами Страсбура выступила Наталья Андреева, одна из жертв массового беспредела. Разумеется, она не осмелилась бы на столь решающий шаг, если бы рядом с нею не оказались опытные консультанты из Латвийского комитета по правам человека. Его представитель  Владимир Бузаев (он же, как известно, является депутатом Сейма от фракции ЗаПЧЕЛ) дал вчера пресс-конференцию по поводу грядущей дуэли.

- Это уже десятая, юбилейная тяжба, которая стала предметом рассмотрения в международных судах при непосредственном содействии нашего комитета, – акцентировал правозащитник-парламентарий. – Однако события вокруг нее в Страсбурском суде развиваются совершенно по иному сценарию, нежели это было доселе. Во-первых, дело моей клиентки впервые в истории всей Латвии попало сразу в Большую палату (минуя Малую палату). Сюда передаются самые сложные дела. Во-вторых, слушания решено вести устно, что тоже из серии редчайших случаев. Вот почему мне собственной персоной придется отправиться в Страсбурский храм правосудия. Текст речи уже готов. Осталось перевести на английский…

Бузаев ввел в курс тяжбы. Андреева живет в Латвии с 12 лет. Соответственно проработала всю жизнь тоже здесь. Но когда в 1997 году пришло время получать пенсию, то она недосчиталась в ней ощутимой части – ей как негражданке минусовали из положенного государством ежемесячного пособия 17 лет работы экологом на заводе в Олайне.

Оказалось, что ее рабочее место в эти годы значилось за предприятием, которое находилось сначала в Киеве, а затем в Москве. Национальное законодательство требовало трудового стажа на территории Латвии. Местные суды на всех уровнях стали единодушно упираться: для накопления такого стажа предприятие должно находиться в Латвии. Получалось, что хотя истица и защищала на олайнском заводе латвийскую природу от засорения, на самом деле она все 17 лет находилась в… зарубежной командировке.

Тяжба состоит из двух частей. В основе первой – нарушение в отношении Андреевой ст.1 протокола № 1 Европейской конвенции (предусматривает право на собственность) и ст.14 той же Конвенции (запрет на дискриминацию по различным признакам, в том числе по признаку гражданства). В анналах Страсбурского суда, где право является прецедентным, нашлось как минимум 30 вердиктов, которые применимы, по мнению Бузаева, для рассмотрения конфликта “Пенсионерка-негражданка против Латвии”.

Устроитель пресс-конференции рассказал, в частности, о тяжбе “Инвалид из Кот-дИвуара против Франции”. Несмотря на то, что истец был усыновлен французским гражданином и прожил всю жизнь во Франции, ему отказали в выплате пенсии по инвалидности только потому, что у него не было гражданства Франции. Дескать, местный закон предусматривает выплату пособий только своим подданным.

- Ответчик с берегов Сены пытался оправдываться перед Страсбуром также тем, что пенсия не является собственностью в понимании Конвенции, – продолжал Бузаев. – Что ограничения для неграждан легитимны и соразмерны, что негражданин имел право на натурализацию, что у Франции нет договора с Кот-дИвуаром в области социальной защиты.

Не правда ли, знакомые до боли аргументы, которые мы читаем в латвийских газетах, слышим с трибун нашего Сейма и в депутатских комиссиях?

Европейский суд тем не менее аргументам французского правительства не внял и полностью удовлетворил требования инвалида-негражданина. Страсбурская Фемида, к примеру, отметила, что отсутствие договора с Кот-дИвуаром – не аргумент, ибо когда Франция присоединилась к Европейской конвенции, она уже обязалась признавать права, упомянутые в Конвенции, без каких-либо различий как в отношении граждан, так и неграждан. Бузаев напомнил, что Латвия присоединилась к этой Конвенции в 1996 году.

Вторая часть жалобы Андреевой на Латвию – нарушение ст.6, ч.1 Конвенции, предусматривающей право на справедливый суд и присутствие в суде. Когда Андреева явилась в указанное в повестке время в сенат Верховного суда Латвии вместе с адвокатом, оказалось, что ее кассация уже рассмотрена. Слушание состоялось на полчаса раньше.

- Полагаю, что и в этой части жалобы моя клиентка одержит победу над Латвией, – резюмировал Бузаев.

Андреева запросила у Латвии компенсацию в размере 18 тысяч евро. Вполне скромная сумма, по мнению ее защитника. Она сложилась и из недоплаченной в результате дискриминации по гражданскому признаку пенсии, и морального ущерба.

Правозащитник-парламентарий полагает: фактор “юбилейной” тяжбы в Страсбуре окажет благотворное влияние на ратификацию социального договора Латвии с Россией, что позволит выплачивать пенсию за трудовой стаж за пределами страны еще 16 тысячам пенсионерам-негражданам.

Бузаев также надеется, что омбудсмен Роман Апситис, на столе которого явно залежались 80 различий в правах граждан и неграждан, выявленных Латвийским комитетом по правам человека, будут наконец по его указке устранены.


Написать комментарий