«Политики попытаются продать национальные лозунги…»

Главным политическим событием наступившего года политики и политологи дружно называют выборы самоуправлений и выборы Европарламента, которые состоятся в один день - 6 июня. И хотя до этой знаменательной даты остается еще полгода, партии уже начинают готовиться к решающему сражению. И в особенности на главном плацдарме в Риге. Выдвигаются кандидаты на пост мэра Риги, кое-где появляются рекламные плакаты, открываются специальные интернет-страницы... Каким же будет это главное политическое событие года? На вопросы "Часа" отвечает руководитель социологической фирмы SKDS Арнис Кактиньш (на снимке).

Будет ли протест?

- Грядущие выборы в самоуправления и Европарламент станут протестным голосованием?

- Конечно, на эмоциональном уровне недовольство существующей ситуацией очень велико. И большая часть общества хочет, чтобы как можно скорее состоялись новые выборы и можно было выразить свое отношение к правящим политикам. А именно: показать “красную карточку” всем тем, кто сейчас находится у власти.

Но что будет происходить на выборах самоуправлений? Люди будут избирать местную власть, и вряд ли голосование за руководителей волостей станет протестным голосованием против власти в Риге! Единственным исключением может стать сама Рига. Столица Латвии слишком велика, чтобы каждый избиратель лично знал каждого депутата думы, жил с ним по соседству и по-соседски общался… Так что если мы говорим о выборах Рижской думы, то здесь по крайней мере на уровне эмоций можно провести определенные параллели с выборами Сейма.

- Повлияет ли на итоги выборов новое административно-территориальное деление Латвии?

- Конечно, повлияет. Но как именно, пока никто не может сказать… И все слова о том, что от новой карты кто-то уже сильно выиграл, а кто-то, наоборот, сильно проиграл, это пока одни только предположения…

- В последнее время все чаще говорят, что на выборах в Рижскую думу победу могут одержать русские партии. Вы разделяете этот прогноз?

- Вопрос в том, что мы понимаем под словом “победить”. В настоящее время целый ряд признаков позволяет предположить, что “Центр согласия” и ЗаПЧЕЛ в Риге могут получить больше голосов, чем на прошлых выборах. Но, на мой взгляд, нельзя утверждать, что эти партии получат так много голосов, что смогут создать правящую коалицию и без участия других партнеров управлять городом. В этом я очень сильно сомневаюсь.

Нет серьезных оснований предполагать, что на выборах в Риге со значительным перевесом победят одна или две партии. Скорее всего, будут строго соблюдены наши “лучшие” политические традиции и 5-процентный барьер преодолеют несколько партий, которые и сформируют коалицию. И весь наш прежний опыт свидетельствует, что коалиция в подобных случаях будет достаточно широкой. Думаю, что и новая Рижская дума не слишком далеко уйдет от этой схемы. И в этой новой думской коалиции с очень высокой степенью вероятности будет представлен и “Центр согласия”.

- Чем вы объясняете постоянный рост популярности “Центра согласия” – причем не только в русской, но и в латышской среде? Со стороны латышей это протестное голосование?

- Не знаю, почему в последнее время так часто говорят, что растет поддержка “Центра согласия” в среде латышей. Есть вещи, которые я просто знаю. Наша фирма SKDS изучает общественное мнение, и я со всей ответственностью могу утверждать: у нас нет сведений, на основании которых можно было бы утверждать, что “Центр согласия” в течение последнего года стал очень популярен среди латышей. Да, какая-то часть латышских избирателей и раньше голосовала за “Центр согласия” и будет голосовать за него и в этом году. А какая-то часть латышских избирателей голосует и за ЗаПЧЕЛ. Но нельзя утверждать, что сейчас происходит какой-то существенный скачок популярности.

Мне кажется, что позиции “Центра согласия” могут укрепляться за счет другого механизма. Похоже, что латышские избиратели больше русских разочарованы в своих политиках. Так что активность латышских избирателей на выборах может быть ниже, чем русских. И именно это может определить более благоприятный для русских партий результат, а не то, что латыши в большом количестве внезапно начнут голосовать за “Центр согласия”.

- То есть и на следующих выборах латыши будут в основном голосовать за латышей, а русские – за русских?

- Да, такая тенденция есть, и имеющиеся в настоящее время в моем распоряжении данные не позволяют сделать вывод о том, что этот принцип кардинально изменится. Этот принцип имел силу на выборах шестого, седьмого и восьмого Сеймов. И в той или иной степени он будет актуален и в ближайшем будущем.

- Скажите, а с точки зрения социологии, голосование по этническому признаку является нормальным явлением? Ведь избирателям обычно советуют исходить прежде всего из партийных программ…

- Что значит – нормально или ненормально? Это констатация факта – в Латвии так происходит! И все. Лично я не думаю, что деление по этнической линии – это хорошо для страны, но это деление существует объективно. И его надо воспринимать как факт.

А что потом?

- И в ближайшие три-четыре года эта тенденция не изменится?

- Мне трудно представить себе, что в ближайшие три-четыре года эта тенденция исчезнет полностью. У нас с этническим делением в головах выросло уже несколько поколений, и за пару лет тут ничего не изменишь. Должно пройти время. Причем и латышская, и русская политические элиты должны сознательно работать для того, чтобы этнического деления не было. Но наши элиты, как показывает опыт, чаще работают в диаметрально противоположном направлении.

Такое деление является очень удобным и сильно облегчает политикам жизнь – с точки зрения выборных технологий. В рамках предвыборных кампаний не надо говорить о сложных экономических вопросах, надо только снова и снова возвращаться к национальной теме. Этот фактор всегда используют обе, я подчеркиваю, обе элиты. И упреки к ним можно отнести совершенно одинаковые.

- Значит, и выборы самоуправлений, и выборы Европарламента снова пройдут под национальными лозунгами?

- Во всяком случае, политики попытаются “продать” эти лозунги обществу. Удастся им это и в какой степени – это уже другой вопрос… Но сегодня создается впечатление, что национальный вопрос не является настолько болезненным, как, например, экономический.

Но я еще раз повторяю: это выборы самоуправлений, и какие-то параллели с выборами Сейма мы можем проводить только в Риге. А Рига – по количеству жителей это только треть Латвии. С большим трудом можно представить себе предвыборную кампанию в волостной совет, опирающуюся на национальные лозунги.

- Итоги первых выборов евродепутатов от Латвии стали сюрпризом. Не следует ли нам ожидать чего-то удивительного и на этот раз?

- Теоретически тут могут быть неожиданности. В прошлый раз больше всего голосов собрало объединение ТБ/ДННЛ. Почему? Не потому, что очень большой части общества в какой-то конкретный момент времени политические установки тевземцев показались очень близкими. За год до выборов Европарламента – на выборах Сейма, ТБ/ДННЛ добилось намного более скромных успехов. Просто тевземцы подошли к выборам очень серьезно, выдвинули кандидатами в депутаты своих самых авторитетных представителей. Другие же партии выдвинули не первых лиц, а “резервистов”. Избиратели сравнили списки и сделали выводы. Так что победу на выборах во многом определяет отношение к ним самих партий – качество предложения определяет результат.


Написать комментарий