Латвия очень любит всяческие гранты, но не торопится выполнять нормы ЕС

Координатор еврофондов доктор Арнолдс Убелис, выступая вчера перед комиссией сейма по делам Европы, заявил: в течение ближайших 3–5 лет объем 15 новых предприятий хай–тек в ЛР может утроиться и достичь 1–2 миллиарда долларов. Тем самым мы приблизимся к уровню Эстонии, занимающей по доле высокотехнологичных производств в ВВП 33–е место в мире. Латвия, увы, по этому показателю сейчас 82–я.

Есть ли вообще у наших ученых потенциал? На этот не праздный вопрос отвечает минобразования и науки: в рамках программ ЕС Латвия выдвинула 740 научных проектов, из них успешными признаны 22,1%. Что больше, чем у таких стран, как Австрия, Испания, Португалия, Италия. Впрочем, в абсолютных цифрах эффект пока скромный — 15,6 миллиона евро мы получим от ЕС на перспективные исследования.

А вот количество научных публикаций в международных журналах с 1991 по 2009 год возросло — с 250 до 450 за год. Хотя это нельзя переоценивать — два десятилетия назад значительная часть латвийской науки являлась продолжением советского ВПК и, соответственно, распространяла засекреченную информацию исключительно внутри тогдашней системы. Так или иначе, в ЛР есть три научные отрасли, где количество публикаций превосходит среднемировой уровень: клиническая медицина, микробиология, биология.

В планах МОН — создание к 2013 году пяти исследовательских центров государственного значения, в коих, собственно, и должна сконцентрироваться наука Латвии. Их основными направлениями станут: энергия и среда (производственный выход — на транспорт и металлообработку), инновационные материалы и технологии (космическая информация, электроника и оптика), общественное здоровье (химия и фармацевтика), долговременное использование местных ресурсов (лес, вода, продовольствие), национальная идентичность. В последнем центре будут исследовать латышский язык и культурно–историческое наследие, социальную экономику и общественное управление.

Наибольший же вес в нашей образовательной сфере имеют проекты, финансируемые через Еврофонд регионального развития. В 2007–2013 годах это поистине астрономическая сумма в 401,3 миллиона латов. В настоящее время реализуются 122 научные разработки на 37,8 миллиона латов. Однако заветная цель — достичь к 2020 году национального финансирования науки в размере 1,5% от ВВП (контрольный уровень для всего ЕС — 3%) по–прежнему далека. Ведь по нормам Евросоюза, большую часть этих средств (0,9% ВВП) должен дать именно частный сектор. А отечественные бизнесмены, придушенные налоговым бременем, отнюдь не горят желанием инвестировать в хай–тек.


Написать комментарий