Когда подешевеет сахар?

Что ни говорите, а без сахара не обходится ни один человек. Будь он даже диабетик. В конце минувшей недели ваш корреспондент познакомился с людьми, которые в сахарном деле не одну свеклу съели...

Европейская реформа отрасли сладкой жизни нам не обещает

Знаете, сколько в Швеции сахарных фабрик? Еще недавно было десятка полтора, сейчас осталась одна. Но какая! А принадлежит она одному из крупнейших производителей сахара в Европе – датскому концерну Danisco Sugar. Вот туда мы и направимся.

Один воин в свекольном поле

Дорога в небольшое местечко Эртофта, что в нескольких километрах от города Мальме, проходит мимо свекловичных полей – одни уже убраны, на других еще работает техника. А фабрику видно уже издалека: высоченные трубы, над которыми поднимаются клубы белого пара – лучший ориентир. Впрочем, как и колонны большегрузных машин с прицепами, наполненными сахарной свеклой. Очереди – как в Терехово, только машины не стоят, а постоянно движутся.

Чтобы представить масштабы производства, назову лишь несколько цифр. В час здесь перерабатывают 740 тонн (!) сахарной свеклы, из которой получают (опять же каждый час) 120 тонн сахара и 20 тонн мелассы. Всего же за год тут производят около 300 тысяч тонн сахара.

Кстати, здесь, в Эртофте, сейчас производят больше сахара, чем на всех прежних шведских фабриках. Что же касается всего производства Danisco Sugar, то оно расположено в пяти странах: две фабрики в Дании и по одной в Швеции, Германии, Финляндии и Литве. Ежегодно они выпускают около 1 миллиона тонн сахара (в том числе и жидкого – для производства напитков), а на фабрике в немецком Анкламе из сахара-сырца производят биоэтанол – 55 000 кубометров в год. Эта компания поставляет свою продукцию на рынки Северных и Балтийских стран, а также на север Германии.

После того как шведские и датские любители сладкого посвятили латвийских журналистов во все тайны сахарного производства (замечу, что оно весьма сложное), пришло время задавать вопросы, ради которых мы, собственно, и приехали.

Что будет с “Елгавас цукурс”?

В главном офисе Danisco Sugar, что в Копенгагене, нашими собеседниками были вице-президент компании Матс Лильестам и руководитель отдела розничной торговли в странах Балтии Хенрик Брамстед.

Первый вопрос касался цен: обещали, мол, что они снизятся и потребителю останется только радоваться, а пока незаметно…

По мнению Хенрика Брамстеда, говорить о заметном снижением цен пока рано, ведь институционное соглашение по ценам вступило в силу только с 1 октября. Но когда говорят, что в Латвии цена на сахар едва ли не самая высокая в Евросоюзе, это не соответствует действительности.

- Стоимость сахара снижается по всей Европе, что является результатом проводимой сахарной реформы. По нашим данным, в Дании килограмм сахара стоит 0,84 Ls, во Франции – около 1 лата. Цена же в Латвии колеблется от 65 до 73 сантимов. Ведь у каждого товара две цены: одна – производителя, вторая – продавца. В конце концов стоимость зависит от эффективности технологии производства, расходов на транспортировку и хранение, а также от магазинной наценки и налогов. Мы можем себе позволить предлагать самую конкурентоспособную цену в Балтии, хотя это нелегко… По прогнозам экспертов, цены на сахар могут упасть в следующем году.

- Сейчас на прилавках рижских магазинов продается елгавский сахар, но он дороже всех остальных. Почему?

- Это конкуренция брендов. Jelgavas cukurs – марка известная и популярная, поэтому и цена выше. Ее же торговля устанавливает, а не производители…

Кстати, о производителях. После того как в конце прошлого года Совет по конкуренции Латвии разрешил объединиться компаниям Danisco Sugar и Jelgavas cukurfabrika, в рамках этой сделки компания Danisco Sugar получила в свою собственность торговую марку Jelgavas cukurs. Но пошли разговоры, что это сахар не то датский, не то литовский.

Матс Лильестам прояснил ситуацию:

- На складах Елгавской сахарной фабрики осталось еще немало сахара в 50-килограммовых мешках – примерно на год торговли. Так что Danisco будет его фасовать и продавать.

- А что потом?

- Потом по соглашению будет создан объединенный бренд. Мы не хотим, чтобы Jelgavas cukurs пропал с рынка. Каким он будет, говорить пока рано, но он будет…

- Г-н Лильестам, а почему же Danisco Sugar не купил Елгавскую сахарную фабрику?

- Несколько лет назад велись переговоры на эту тему, но мы не договорились…

- Не сошлись в цене?

- Это не был вопрос цены.

- А в чем же тогда дело?

- No comments.

- А что будет с вашей литовской фабрикой в Кедайняе?

- Она остается как платформа для продвижения наших продуктов на рынки стран Балтии.

Здесь необходимо заметить, что группа Danisco Sugar пришла в Литву в 1998 году и купила три из четырех ее сахарных фабрик. Павенчскую сахарную фабрику она закрыла в 2005-м, а в прошлом году такая же судьба постигла и Паневежскую. Осталась лишь фабрика в Кедайняе, самая маленькая по мощности из всех фабрик Danisco. Хозяином Мариямпольской фабрики стала литовская агропромышленная группа ARVI.

Глобализация, однако…

Корреспондент “Часа” не удержался и задал вопрос вице-президенту г-ну Лильестаму по поводу их будущего. И вот что выяснилось – Danisco Sugar продается!

- Головная компания по производству продуктов питания Danisco приняла решение продать свое подразделение по производству сахара немецкому концерну Nordzucker, у которого объемы производства почти в два раза больше. Продажа данного подразделения позволит компании сконцентрироваться на своем основном бизнесе – производстве ингредиентов для продуктов питания.

Матс Лильестам дипломатично не назвал цену, но из немецких источников стало ясно, что сумма сделки составляет 750 млн. евро. Помимо основной суммы Danisco получит еще 80 млн. евро за полученную ей квоту на продажу продукции на территории Евросоюза в 2007- 2008 гг. и ранее. Ожидается, что завершение сделки произойдет в течение ближайших месяцев.

Как сказал г-н Лильестам, и в этом случае, когда Nordzucker станет хозяином, бренд Dansukker по-прежнему будет существовать. Видимо, как и Jelgavas cukurs. Надолго ли?

Справка

Три года назад министры сельского хозяйства стран ЕС в Брюсселе достигли соглашения по так называемой “единой сахарной политике”. Цель реформы: уменьшить избыточный объем производства свекловичного сахара в Eвропе, снизить цены на него – в настоящее время они в три раза превышают мировые, и, наконец, отменить экспортные субсидии производителям сахара в EС, выплачиваемые вот уже 40 лет. Что из этого получилось в Латвии, вы уже знаете…

Валерий ЗАЙЦЕВ, спецкор “Часа” Копенгаген – Мальме – Рига


Написать комментарий